Книжная лавка
Пентхауз
Вы - очевидец
Фактор успеха
Рекламный отдел





Дамская комната Sex-пункт Карикатуры Анекдоты от МГ Об издании


wint.jpg (2266 bytes)
 

Магазинная «двадцатка»
Среди отечественных магазинных ружей хорошо известно тульское МЦ 20. Основой его можно считать знаменитые «фроловки» – так именовались выпускавшиеся в Туле однозарядные и магазинные ружья разных калибров, переделанные конструктором Фроловым из винтовки Мосина. Опыт эксплуатации «фроловок» доказал перспективность магазинных ружей простой, привычной для пользователя схемы. «Двадцатка», созданная в начале 1960 года конструкторами ЦКИБ СОО Ю.И. Березиным и М.И. Скворцовым, сохранила достоинства переделочных «фроловок» и вобрала ряд новых решений.
Ружье МЦ 20 (напомним лишний раз, что «МЦ» означает «модель ЦКИБ») изготавливалось в самом ЦКИБ СОО в двух конструктивно различающихся вариантах. Общим в них был продольно скользящий затвор с поворотом при запирании и магазин емкостью 2 патрона (третий патрон можно было держать в патроннике). Первоначально ружье изготавливалось в традиционном исполнении, с металлической ствольной коробкой, цельной деревянной ложей и неотъемным магазином, но вскоре была разработана весьма необычная конструкция.
В варианте МЦ 20-20 стальную ствольную коробку заменял узел, названный «корпусом ружья» и сочетавший в себе функции ствольной коробки и ложи. Он изготовлялся из прочного пластика – термостабилизированного капролактама. При запирании затвор сцеплялся своими боевыми выступами с пазами, выполненными непосредственно в казеннике ствола. Длина ствола варьировалась от 600 до 675 мм, а общая масса ружья от 2,2 до 2,4 кг, что нормально при штучном и мелкосерийном производстве. Спусковая скоба также изготавливалась из пластмассы. Магазин на 2 патрона в этом «пластмассовом» ружье выполнялся сменным.
«Пластмассовое» МЦ 20-20 завоевало популярность, и в 1964 году ТОЗ поставил его серийное производство в 20-м калибре. Охотников привлекала малая масса МЦ 20-20, возможность иметь 3 патрона в ружье плюс запасной быстро сменяемый магазин. Кроме того, оно было недорого – 40 рублей в серийном исполнении, по тем временам немного. Немаловажен был и лаконичный дизайн ружья. Желавшие иметь вариант меньшего – 28-го и 32-го – калибра могли заказать ружье в ЦКИБ СОО, но уже, конечно, дороже.
Несмотря на определенный успех МЦ 20-20, в 1971 году его выпуск прекратили. Причиной тому были выявленные эксплуатацией дефекты: в условиях низких температур в пластмассовом корпусе появлялись микротрещины, затвор оказался сложен для ухода, имели место случаи его неизвлечения из ружья при разборке. Но сами охотники не хотели отказываться от легкого и дешевого оружия, от них поступали многочисленные пожелания о восстановлении серийного выпуска модели.
Это подвигло ЦКИБ СОО подготовить модернизированный вариант, получивший индекс МЦ 20-01, и в 1981 году начать его единичное производство по заказам. При этом пришлось вернуться к обычной стальной ствольной коробке и деревянной ложе. Правда, на некоторые ружья ставили пластмассовые ложи. И только в 1989 году ружье МЦ 20-01 стали выпускать серийно на ТОЗ.
МЦ 20-01 имеет сменный коробчатый магазин на 2 патрона (в комплект входят два магазина), удерживаемый двумя боковыми защелками. Затвор имеет указатель взведения ударника, выступающий на его заднем срезе. Предохранитель смонтирован в хвостовике ствольной коробки сверху. Затвор у МЦ 20-01 в отличие от МЦ 20-20 разборный.
Ценным качеством ружья является возможность его дальнейшей модификации. Разработаны варианты со стволами как 20-го, так и 28-го и 32-го калибров с длиной патронника 70 мм, а также 20-го калибра с длиной патронника 76,2 мм под мощные патроны типа «Магнум». Таким образом, базовая модель МЦ 20-01, обладая высокими боевыми и эксплуатационными показателями, к тому же достаточно универсальна, что считается признаком современного серийного охотничьего ружья.

Характеристики
Калибр     20
Длина ствола     635 мм
Длина патронника     70 мм
Дульное сужение     0,5 мм
Масса ружья     не более 2,85 кг

«Рыбинский танк» – гость из Франции?

Со времен борьбы с «космополитизмом» в нашей стране велась борьба и за всевозможные научно-технические приоритеты, включая «создание первого танка». Кроме широко эксплуатируемой по сей день легенды о «Вездеходе» Пороховщикова отыскивались и другие проекты. В частности, начиная с книги известного исследователя В.Д. Мостовенко «Танки» (1956) гуляет по литературе некий «танк Рыбинского завода». «В 1915 г. на одном из заводов, – писал Мостовенко, – был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемет, броня 10 – 12 мм, мощность двигателя 200 л.с. Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 года, этот проект не получил необходимой поддержки... Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемет».
Приведенные Мостовенко разрезы машины с ходовой частью по типу трактора «Холт» выглядели правдоподобно и относились, скорее, ко второму проекту. tank.jpg (11756 bytes)
Правда, найти такие чертежи в архивах до сих пор не удалось, да и в описаниях осталось много неясного. Тем не менее известный художник М.И. Петровский создал картину-версию постройки танка, а рыбинские краеведы даже пытались разыскать сведения, на каком именно заводе их города и кем был составлен проект. Тщетно. Родилась даже версия, что «танк Рыбинского завода» появился впервые... в первоапрельской газете Академии бронетанковых войск.
Но как бы то ни было, предложение (а не проект) из Рыбинска действительно было. В конце 1916 года общество «Русский Рено» предложило ГВТУ постройку 12-тонных бронированных машин с 75-мм пушками на шасси гусеничных тракторов. Напомним, что в основе «Русского Рено» лежал завод, построенный накануне войны в Санкт-Петербурге, затем построили завод в Рыбинске. И хотя общество так и не построило ни одного автомобиля, а Рыбинский завод во время войны перепрофилировали на выпуск авиационных двигателей, он был вполне пригоден и для постройки машин на гусеничном шасси.
Теперь вспомним, что 1 декабря 1915 года во Франции полковник Этьен направил главнокомандующему письмо с предложением «бронированных повозок, обеспечивающих продвижение пехоты». На основе трактора «Холт» Этьен предлагал строить бронированные машины весом 12 т (!) с толщиной брони 15 – 20 мм, экипажем 4 человека, 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Не дожидаясь официальной поддержки, Этьен 20 декабря 1915 года встретился в Париже с Луи Рено, но тот не проявил видимого интереса, и Этьен обратился к его конкуренту инженеру Брилье. Рено же занялся танками только полгода спустя и в 1917 году создал знаменитый «Рено» FT-17.
Однако к середине 1916 года уже были готовы проекты танков «Шнейдер» (13,5 т) и «Сен-Шамон» (19,9 т), вооруженные 75-мм орудием и пулеметами. И что мешало Рено в 1916 году «опробовать» предложение Этьена в России через свой филиал, учтя уже ведущиеся во Франции работы? Но предложение «Русского Рено», не сопровожденное даже эскизом, не вызвало интереса ГВТУ, и без того заваленного различной работой.
Что же касается чертежей из книги Мостовенко, то они, вполне вероятно, были на самом деле хорошо подготовленной шуткой.

Полосу подготовил инженер Семен ФЕДОСЕЕВ.


Двери и фурнитура шпонированные двери. . учебник форекс
Сайт создан в системе uCoz