Книжная лавка
Пентхауз
Вы - очевидец
Фактор успеха
Рекламный отдел





Алла ДУХОВА:
О любви не говорят, ее... танцуют

duhova2.jpg (5135 bytes)Как держать в узде на протяжении многих лет самый известный в стране танцевальный коллектив – балет «Тодес»? Здесь, кроме таланта хореографа, необходим еще характер полководца. В пользу жесткой дисциплины говорили и объявления о штрафах в 10 долларов за курение в помещении студии и за оставленные в раздевалке вещи. «Однако…» – подумала я, переводя взгляд на портрет руководителя коллектива Аллы Духовой, красующийся при входе в репетиционный зал. Изучив фотогалерею солистов балета на других стенах, я торжественно поклялась себе с завтрашнего дня сесть на диету.
Алла Владимировна появилась неожиданно. Вся в черном. «Понятно, роковая женщина», – продолжала я подпитывать созданный мною образ. Рушиться он начал уже со следующей минуты. Личный кабинет скорее напоминал маленькую уютную гостиную: мягкая кожаная мебель, чайный сервиз, игрушки. От официальной обстановки – только лишь диплом, подтверждающий получение «Тодесом» премии «Овация». В следующий миг я опешила от приглашения присоединиться к дегустации булочек, сделанного таким тоном, будто я давняя подруга, зашедшая на чашку чая. Представляете, я уже целых 10 минут на диете, а руководитель балета (!) угощает меня такими калорийными вкусностями! А еще спустя полчаса из моего сознания окончательно выветрились слова «железная», «роковая» и т.п. Слава богу, даже самая сильная женщина способна оставаться Женщиной. Воле и решительности не противоречат мягкость и романтичность, умным глазам иногда очень идет грустное выражение, а еще больше – смешливые огоньки…

duhova1.jpg (8934 bytes)– «Тодесу» скоро 15 лет. Часто вливается «новая кровь»?
– Безусловно. Первоначально наша школа танца создавалась для постоянного пополнения коллектива. Но получилось так, что к нам теперь практически невозможно попасть, и люди приходят не только для получения профессии, но и чтобы просто раскрепоститься, научиться общаться, в конце концов, прекрасно двигаться на дискотеке.
– Кстати, в ночном клубе ваши ребята наверняка в эпицентре внимания?
– О, да! Обычно это происходит так: когда они начинают танцевать, остальные сразу становятся в кружочек и смотрят. Часто аплодируют. Так что к нам приходят для разных целей, возраст колеблется от 4 до 47.
– И что, любой желающий может запросто к вам прийти?
– На начальном этапе мы берем всех, если есть места. Потом мы их «сортируем» по уровням, и с каждой группой – своя работа.
– А как происходит окончательный кастинг?
– Каждые 2 – 3 месяца проводятся так называемые открытые уроки, где ребята показывают, чему научились. Внешние атрибуты, говорящие о степени подготовленности, – цветные банданы, от зеленых до черных.
– Сколько же сейчас человек в труппе?
– Наверное, 50 уже есть. И на подходе еще.
– А как попасть в основной, солирующий состав?
– Трудиться надо. И много.
– Если я, например, взята в «основные», я успокаиваюсь, или в любой момент могу услышать: «Что-то ты, девочка, расслабилась. Тебе замена в затылок дышит»?
– А как же? Конкуренция внутри высока. Но здоровая. У нас хорошие ребята и друг другу помогают.
– Говорят, в Большом театре балерине в тапочки могут подложить кнопки.
– У нас такого никогда не было и не будет. Когда человек попадает к нам, он сразу или уживается или нет. От нас ушли единицы, учитывая количество людей за эти годы. Девчонки обычно уходят по семейным причинам. Формируется нормальный костяк, в котором очень бережно друг к другу относятся, с любовью и вниманием. Пришел новичок – ему показывают партии, вместе их разучивают, подтягивают. Казалось бы, кому это надо? Удивительно. Новеньких стараемся пропитать нашим духом – духом взаимовыручки, помощи и понимания.
– То есть никакой «дедовщины» нет?
– В хорошем смысле есть. Определенная иерархия. Но все равно все очень доброжелательны.
– Так в чем же состоит иерархия?
– Ну я стараюсь как-то разграничивать. Скажем, некоторые работают здесь уже 14 лет, а у меня сейчас нет возможности ездить на гастроли, я сижу тут – постановочная и организаторская работа. И вот эти ребята выполняют часть моих функций: кто-то руководит процессом на гастролях, кто-то преподает, на ком-то – обязанности администратора и т.д. Каждый отвечает за определенное количество людей, выполняя колоссальную работу. У меня замечательная команда, без которой я бы ни за что не справилась. Состав огромный, народа много, плюс студия… Кстати, появилось много «подделок». Внаглую, конечно, не объявят, что Алла Духова набирает студию, но информация о том, что солисты или экс-солисты балета «Тодес» открывают школу, появляется часто. Эти аферисты ничего общего с нами не имеют. Даже те, кто ушел от нас и пытается на нашем имени построить свою дальнейшую карьеру. Со времени их ухода мы очень сильно продвинулись вперед. С одной стороны, все это приятно. В такие моменты понимаешь, насколько ты популярен, насколько высоко оценивают твою работу. С другой стороны, обидно, когда нами прикрывают неизвестно что.
– В модельном бизнесе вопрос поддержания формы иногда даже оговаривают в контракте. Если у вас, например, девочка набрала вес, что ее ждет?
– К слову, есть сейчас у меня такая девочка. Я ее, конечно, не уволила, но убрала со сцены, переведя на репетиторскую работу в студию. Пока не похудеет. Разговор короткий. Есть такое понятие – профнепригодность. А профнепригодность включает в себя и это тоже.
– Существуют ли возрастные ограничения для танца?
– Вы знаете, одна из наших девушек выходила на сцену и в 37 лет, прекрасно справляясь. Красивая, с молодым телом, ни в чем не уступала остальным. Сразу видно – мастер. Главное, быть в форме, тогда и в 50 все можно. Посмотрите на Майю Плисецкую.
– Что больше играет роль – природные данные или личный труд?
– Бесспорно, природа существует, но без пахоты ничего не будет. Если ты прекращаешь постоянный тренинг, то все – ты тяжелеешь, и это сразу ощущается. На сцене видно все.
– «Тодес» являлся чисто женским коллективом очень недолго, и вы давно возглавляете смешанную команду. А ведь мужчины без энтузиазма относятся к тому, что у шефа – женское имя.
– У меня с ребятами всегда были очень теплые отношения, полные доверия. Вообще, все началось с дружбы и любви.
– Как же дистанция между начальством и подчиненными?
– Это уже потом. Обязательно. У нас принято не смешивать дело со всем остальным. Мы дружим всю жизнь, но на работе – никакого панибратства. Наш коллектив уже имеет свои традиции, ребята четко знают, что можно, что нельзя. Эти отношения строились годами, не всегда легко. Приходилось и убеждать и бороться.
– Ваши лидерские качества не мешают вам в обычной жизни? Некоторые мужчины сторонятся сильных женщин.
– Это естественно, хотя в быту я очень спокойная, не довлею, потому что все силы уходят на работу. У меня был один официальный брак и два гражданских. Не знаю, нужно ли об этом писать. Не хотелось бы выглядеть легкомысленной (смеется). Моему сынуле 6 лет. Карьера действительно мешала семье. Хотя слово «карьера» не совсем верное. Это что-то такое, что сегодня для меня значит не меньше, чем семья. Но если бы пришлось выбирать между сыном и работой, то раздумий не было бы. Сын, конечно. Как для любой женщины, я думаю. Я занята с утра до поздней ночи. Нет выходных, нет возможности планировать свою жизнь, все непредсказуемо. Безусловно, тяжело. Найти человека, который поймет и примет такой образ жизни, сложно. Таких нет (опять смеется). Что поделаешь.
– Вас заботит моральный облик ваших танцоров?
– Обязательно. Моему первому составу доставалось сильно. Может, тогда у меня энергии и сил было побольше, но там очень строго было. Правда, только первое время, когда важно было направить в нужное русло. У нас девчонки были очень серьезными.
– Поделитесь педагогическими секретами: как вы действовали? По пальцам перечисляли, что нельзя?
– Не то чтобы я им говорила «нельзя», а всегда повторяла: «Ведите себя достойно, ведите себя дорого. Чтобы не говорили, что к девочкам балета «Тодес» можно в любое время подойти, они не откажут». И они действительно были молодцы. Ребята, с которыми сейчас иногда встречаемся, все время вспоминают именно тот, первый состав: «Какие же девчонки у нас были! Красивые, умные и в то же время – не подступиться». Они и замуж вышли очень удачно, а кто ползал от одного к другому, до сих пор неустроены и вообще непонятно чем занимаются. За годы работы я уже отслеживаю статистику. Не скажу, что мои девчонки не имели поклонников или ни с кем не встречались. Нет. Но у тех, кто выбрал своего «единственного и неповторимого», сложились чудесные семьи. А у второго состава с этим было не очень слаженно.
– Вы пытались вмешиваться?
– Пыталась. Но это природа людей, что ли. Каждый сам должен решать.
– Внутри «Тодеса» часто складываются пары?
– Да, конечно. У нас здоровый коллектив. Если брать сексуальную ориентацию, то все нормальные люди.
– Оставляя в стороне вопрос о том, как расслабляется или где черпает творческую энергию богема, берусь утверждать, что влюбленность открывает в человеке новые возможности. Согласно легенде, к постановке номера «Офис» вас подтолкнула ваша личная романтическая история. Предмет любви был поставлен в известность?
– Да. Конечно, да.
– То есть все происходило в разгар романа?
– Ага.
– У «виновника» гордость не зашкалила?
– Почти (расхохотавшись). Было, было… И до сих пор, хотя никаких отношений уже нет, когда он видит этот номер, ему становится очень приятно.
– Еще бы! Не каждый может таким похвастаться.
– Точно. Для кого-то пишут музыку или картину, а в чью-то честь рождается танец. Кстати, мне тоже посвящено несколько песен, и достаточно известных.
– С этого места, пожалуйста, поподробнее.
– Не-е, не расскажу (лукаво улыбается).
– Подобное повторялось, когда события вашей жизни или внутренние ощущения находили свое хореографическое отражение?
– Да. У меня в программе есть номера, которые я ставила на особом подъеме. Они очень отличаются от остальных. Сразу можно определить – что-то тут такое есть.
– Посвящены конкретным персонам?
– Представляете, если я сейчас скажу, что каждый номер посвящен конкретному человеку, то что обо мне подумают! (Алла окончательно развеселилась.) Скажут – ветреная особа без постоянных привязанностей.
– Значит, составлять отдельную программу из таких танцевальных лав стори пока рано?
– Да-да. Но, по крайней мере, два таких номера точно есть. Последний – «Фото». Над ним я тоже работала на романтическом взлете.
– Ваши танцы очень экспрессивны, с напористой энергетикой, некоторые – утонченные и чувственные. Не могу опять не вспомнить «Офис». Какое место на сцене занимает для вас эротика?
– Определенно могу сказать одно – танец должен вызывать у зрителя только положительные эмоции. Это может быть приятная меланхолия, а может – энергетический заряд. Но ни в коем случае не должно быть агрессии или пошлости. Как этого добиться? Точного рецепта нет. Такие вещи надо уметь чувствовать. Некое интуитивное ощущение стиля и вкуса.
– Ваши воспитанники, воплощая эти идеи, осознают на сцене, что молодые тренированные тела в ярких и порой смелых одеждах, красиво двигающиеся под музыку, вызывают эстетическое и даже чувственное удовольствие?
– Ой, да я в этом просто уверена!
Наталья ТРЕТЬЯК.

Сайт создан в системе uCoz