Алла
ДУХОВА:
О любви не говорят, ее... танцуют
Как держать в узде на
протяжении многих лет самый известный в стране
танцевальный коллектив – балет «Тодес»? Здесь,
кроме таланта хореографа, необходим еще характер
полководца. В пользу жесткой дисциплины говорили
и объявления о штрафах в 10 долларов за курение в
помещении студии и за оставленные в раздевалке
вещи. «Однако…» – подумала я, переводя взгляд на
портрет руководителя коллектива Аллы Духовой,
красующийся при входе в репетиционный зал.
Изучив фотогалерею солистов балета на других
стенах, я торжественно поклялась себе с
завтрашнего дня сесть на диету.
Алла Владимировна появилась неожиданно. Вся в
черном. «Понятно, роковая женщина», – продолжала
я подпитывать созданный мною образ. Рушиться он
начал уже со следующей минуты. Личный кабинет
скорее напоминал маленькую уютную гостиную:
мягкая кожаная мебель, чайный сервиз, игрушки. От
официальной обстановки – только лишь диплом,
подтверждающий получение «Тодесом» премии
«Овация». В следующий миг я опешила от
приглашения присоединиться к дегустации булочек,
сделанного таким тоном, будто я давняя подруга,
зашедшая на чашку чая. Представляете, я уже целых
10 минут на диете, а руководитель балета (!) угощает
меня такими калорийными вкусностями! А еще
спустя полчаса из моего сознания окончательно
выветрились слова «железная», «роковая» и т.п.
Слава богу, даже самая сильная женщина способна
оставаться Женщиной. Воле и решительности не
противоречат мягкость и романтичность, умным
глазам иногда очень идет грустное выражение, а
еще больше – смешливые огоньки…
– «Тодесу» скоро 15 лет. Часто
вливается «новая кровь»?
– Безусловно. Первоначально наша школа танца
создавалась для постоянного пополнения
коллектива. Но получилось так, что к нам теперь
практически невозможно попасть, и люди приходят
не только для получения профессии, но и чтобы
просто раскрепоститься, научиться общаться, в
конце концов, прекрасно двигаться на дискотеке.
– Кстати, в ночном клубе ваши ребята наверняка в
эпицентре внимания?
– О, да! Обычно это происходит так: когда они
начинают танцевать, остальные сразу становятся в
кружочек и смотрят. Часто аплодируют. Так что к
нам приходят для разных целей, возраст
колеблется от 4 до 47.
– И что, любой желающий может запросто к вам
прийти?
– На начальном этапе мы берем всех, если есть
места. Потом мы их «сортируем» по уровням, и с
каждой группой – своя работа.
– А как происходит окончательный кастинг?
– Каждые 2 – 3 месяца проводятся так называемые
открытые уроки, где ребята показывают, чему
научились. Внешние атрибуты, говорящие о степени
подготовленности, – цветные банданы, от зеленых
до черных.
– Сколько же сейчас человек в труппе?
– Наверное, 50 уже есть. И на подходе еще.
– А как попасть в основной, солирующий состав?
– Трудиться надо. И много.
– Если я, например, взята в «основные», я
успокаиваюсь, или в любой момент могу услышать:
«Что-то ты, девочка, расслабилась. Тебе замена в
затылок дышит»?
– А как же? Конкуренция внутри высока. Но
здоровая. У нас хорошие ребята и друг другу
помогают.
– Говорят, в Большом театре балерине в тапочки
могут подложить кнопки.
– У нас такого никогда не было и не будет. Когда
человек попадает к нам, он сразу или уживается
или нет. От нас ушли единицы, учитывая количество
людей за эти годы. Девчонки обычно уходят по
семейным причинам. Формируется нормальный
костяк, в котором очень бережно друг к другу
относятся, с любовью и вниманием. Пришел новичок
– ему показывают партии, вместе их разучивают,
подтягивают. Казалось бы, кому это надо?
Удивительно. Новеньких стараемся пропитать
нашим духом – духом взаимовыручки, помощи и
понимания.
– То есть никакой «дедовщины» нет?
– В хорошем смысле есть. Определенная иерархия.
Но все равно все очень доброжелательны.
– Так в чем же состоит иерархия?
– Ну я стараюсь как-то разграничивать. Скажем,
некоторые работают здесь уже 14 лет, а у меня
сейчас нет возможности ездить на гастроли, я сижу
тут – постановочная и организаторская работа. И
вот эти ребята выполняют часть моих функций: кто-то
руководит процессом на гастролях, кто-то
преподает, на ком-то – обязанности
администратора и т.д. Каждый отвечает за
определенное количество людей, выполняя
колоссальную работу. У меня замечательная
команда, без которой я бы ни за что не справилась.
Состав огромный, народа много, плюс студия…
Кстати, появилось много «подделок». Внаглую,
конечно, не объявят, что Алла Духова набирает
студию, но информация о том, что солисты или экс-солисты
балета «Тодес» открывают школу, появляется часто.
Эти аферисты ничего общего с нами не имеют. Даже
те, кто ушел от нас и пытается на нашем имени
построить свою дальнейшую карьеру. Со времени их
ухода мы очень сильно продвинулись вперед. С
одной стороны, все это приятно. В такие моменты
понимаешь, насколько ты популярен, насколько
высоко оценивают твою работу. С другой стороны,
обидно, когда нами прикрывают неизвестно что.
– В модельном бизнесе вопрос поддержания формы
иногда даже оговаривают в контракте. Если у вас,
например, девочка набрала вес, что ее ждет?
– К слову, есть сейчас у меня такая девочка. Я ее,
конечно, не уволила, но убрала со сцены, переведя
на репетиторскую работу в студию. Пока не
похудеет. Разговор короткий. Есть такое понятие
– профнепригодность. А профнепригодность
включает в себя и это тоже.
– Существуют ли возрастные ограничения для
танца?
– Вы знаете, одна из наших девушек выходила на
сцену и в 37 лет, прекрасно справляясь. Красивая, с
молодым телом, ни в чем не уступала остальным.
Сразу видно – мастер. Главное, быть в форме, тогда
и в 50 все можно. Посмотрите на Майю Плисецкую.
– Что больше играет роль – природные данные или
личный труд?
– Бесспорно, природа существует, но без пахоты
ничего не будет. Если ты прекращаешь постоянный
тренинг, то все – ты тяжелеешь, и это сразу
ощущается. На сцене видно все.
– «Тодес» являлся чисто женским коллективом
очень недолго, и вы давно возглавляете смешанную
команду. А ведь мужчины без энтузиазма относятся
к тому, что у шефа – женское имя.
– У меня с ребятами всегда были очень теплые
отношения, полные доверия. Вообще, все началось с
дружбы и любви.
– Как же дистанция между начальством и
подчиненными?
– Это уже потом. Обязательно. У нас принято не
смешивать дело со всем остальным. Мы дружим всю
жизнь, но на работе – никакого панибратства. Наш
коллектив уже имеет свои традиции, ребята четко
знают, что можно, что нельзя. Эти отношения
строились годами, не всегда легко. Приходилось и
убеждать и бороться.
– Ваши лидерские качества не мешают вам в
обычной жизни? Некоторые мужчины сторонятся
сильных женщин.
– Это естественно, хотя в быту я очень спокойная,
не довлею, потому что все силы уходят на работу. У
меня был один официальный брак и два гражданских.
Не знаю, нужно ли об этом писать. Не хотелось бы
выглядеть легкомысленной (смеется). Моему сынуле
6 лет. Карьера действительно мешала семье. Хотя
слово «карьера» не совсем верное. Это что-то
такое, что сегодня для меня значит не меньше, чем
семья. Но если бы пришлось выбирать между сыном и
работой, то раздумий не было бы. Сын, конечно. Как
для любой женщины, я думаю. Я занята с утра до
поздней ночи. Нет выходных, нет возможности
планировать свою жизнь, все непредсказуемо.
Безусловно, тяжело. Найти человека, который
поймет и примет такой образ жизни, сложно. Таких
нет (опять смеется). Что поделаешь.
– Вас заботит моральный облик ваших танцоров?
– Обязательно. Моему первому составу
доставалось сильно. Может, тогда у меня энергии и
сил было побольше, но там очень строго было.
Правда, только первое время, когда важно было
направить в нужное русло. У нас девчонки были
очень серьезными.
– Поделитесь педагогическими секретами: как вы
действовали? По пальцам перечисляли, что нельзя?
– Не то чтобы я им говорила «нельзя», а всегда
повторяла: «Ведите себя достойно, ведите себя
дорого. Чтобы не говорили, что к девочкам балета
«Тодес» можно в любое время подойти, они не
откажут». И они действительно были молодцы.
Ребята, с которыми сейчас иногда встречаемся, все
время вспоминают именно тот, первый состав:
«Какие же девчонки у нас были! Красивые, умные и в
то же время – не подступиться». Они и замуж вышли
очень удачно, а кто ползал от одного к другому, до
сих пор неустроены и вообще непонятно чем
занимаются. За годы работы я уже отслеживаю
статистику. Не скажу, что мои девчонки не имели
поклонников или ни с кем не встречались. Нет. Но у
тех, кто выбрал своего «единственного и
неповторимого», сложились чудесные семьи. А у
второго состава с этим было не очень слаженно.
– Вы пытались вмешиваться?
– Пыталась. Но это природа людей, что ли. Каждый
сам должен решать.
– Внутри «Тодеса» часто складываются пары?
– Да, конечно. У нас здоровый коллектив. Если
брать сексуальную ориентацию, то все нормальные
люди.
– Оставляя в стороне вопрос о том, как
расслабляется или где черпает творческую
энергию богема, берусь утверждать, что
влюбленность открывает в человеке новые
возможности. Согласно легенде, к постановке
номера «Офис» вас подтолкнула ваша личная
романтическая история. Предмет любви был
поставлен в известность?
– Да. Конечно, да.
– То есть все происходило в разгар романа?
– Ага.
– У «виновника» гордость не зашкалила?
– Почти (расхохотавшись). Было, было… И до сих пор,
хотя никаких отношений уже нет, когда он видит
этот номер, ему становится очень приятно.
– Еще бы! Не каждый может таким похвастаться.
– Точно. Для кого-то пишут музыку или картину, а в
чью-то честь рождается танец. Кстати, мне тоже
посвящено несколько песен, и достаточно
известных.
– С этого места, пожалуйста, поподробнее.
– Не-е, не расскажу (лукаво улыбается).
– Подобное повторялось, когда события вашей
жизни или внутренние ощущения находили свое
хореографическое отражение?
– Да. У меня в программе есть номера, которые я
ставила на особом подъеме. Они очень отличаются
от остальных. Сразу можно определить – что-то тут
такое есть.
– Посвящены конкретным персонам?
– Представляете, если я сейчас скажу, что каждый
номер посвящен конкретному человеку, то что обо
мне подумают! (Алла окончательно развеселилась.)
Скажут – ветреная особа без постоянных
привязанностей.
– Значит, составлять отдельную программу из
таких танцевальных лав стори пока рано?
– Да-да. Но, по крайней мере, два таких номера
точно есть. Последний – «Фото». Над ним я тоже
работала на романтическом взлете.
– Ваши танцы очень экспрессивны, с напористой
энергетикой, некоторые – утонченные и
чувственные. Не могу опять не вспомнить «Офис».
Какое место на сцене занимает для вас эротика?
– Определенно могу сказать одно – танец должен
вызывать у зрителя только положительные эмоции.
Это может быть приятная меланхолия, а может –
энергетический заряд. Но ни в коем случае не
должно быть агрессии или пошлости. Как этого
добиться? Точного рецепта нет. Такие вещи надо
уметь чувствовать. Некое интуитивное ощущение
стиля и вкуса.
– Ваши воспитанники, воплощая эти идеи, осознают
на сцене, что молодые тренированные тела в ярких
и порой смелых одеждах, красиво двигающиеся под
музыку, вызывают эстетическое и даже чувственное
удовольствие?
– Ой, да я в этом просто уверена!
Наталья ТРЕТЬЯК. |