Евгения
СИМОНОВА:
После «Афони» мне улыбались дети и нетрезвые
мужчины
Евгению Симонову, актрису Театра им. Маяковского, сразу узнаешь на
сцене или на киноэк-ране, какой бы костюм она ни
носила: вопрошающий взгляд всегда удивленных
глаз, неза-щищенная улыбка. Ее героини из фильмов
«Обыкновенное чудо», «Афоня», «Вылет задер-живается»,
«В бой идут одни старики», «Пропавшая
экспедиция», «Школьный вальс» и дру-гих нужны
зрителю и сегодня.
– Женя, с чего началась актриса Симонова?
– Со школьного урока. Показывали учебный фильм
«Муму», и сердобольная учительница отпустила
меня домой – я никак не могла успокоиться, ревела
все время. И с того дня, ко-гда, посмотрев «Анну
Каренину», я дома написала на обратной стороне
билета: «Буду ак-трисой!» Билет запечатала, а на
конверте сделала надпись: «Вскрыть в 1972 году».
Именно в этом году я и стала студенткой
Щукинского училища.
– Чему отдаете предпочтение – театру или кино?
– В кино, как мне кажется, актер может зрителя
обмануть... Театр – искусство обнажающее, он
заставляет зрителя забыть о вечных проблемах, и
зрительный зал превращается в школу постижения
человека. Актер всегда играет собой, больше нечем.
Сегодня, когда так расцве-ла бездуховность, театр
остается чуть ли не единственным местом, в
котором можно гово-рить о вечном, взывать к
чувствам, душе...
– Вы, когда играете, смотрите в зал? Видите глаза
зрителей?
– Я близорука, но у меня обостренный слух. И я
оцениваю зрителей по тому, слушают они меня или
нет. Это – обоюдный процесс. И игра иногда бывает
неважной, и зритель иногда попадается
равнодушный. А бывает и так, что зритель уходит,
не досмотрев до конца. А иногда приходит просто
отдохнуть, а тут люди по сцене мечутся, страдают...
– Насколько ваше актерское амплуа соответствует
вашему характеру?
– В каждой роли можно найти что-то близкое. Но
каких-то особенных, не похожих на себя героинь я
не играла.
– Что вам больше всего мешает в работе?
– Инертность, и не только чужая, но и собственная.
Вечный конфликт между «хочу» и «на-до». Бывает,
сержусь на себя за то, что не умею быстро
сосредоточиваться на работе. Вот как-то Неелова
рассказывала, что она сразу включилась в роль. А
мне приходится долго раскручиваться. Я как-то все
делаю с трудом, понимаете?
– Очень жалко, Евгения, что в кино вас можно
увидеть все реже и реже.
– Произошла переоценка ценностей. Я
сосредоточилась на воспитании второй дочери. Та-кие
подвиги в жизни актрисы, особенно когда ей за
сорок, определенная роскошь, и это одна из причин,
почему я «выпала» из кинематографа. Но я всегда
отдавала себе отчет, что это не может
продолжаться вечно, что обязательно последует
остановка, перерыв, а то и пол-ное забвение. Кино
любит новые лица. Одно время мое лицо тоже было
новым. А сегодня оно, наверное, примелькалось. В
этом смысле театр более консервативен и
благодарен, он верен своим стареющим актерам, и
они медленно переходят из возраста в возраст...
– Вы к себе явно несправедливы...
– Я не напрашиваюсь на комплимент, не ищу
сочувствия. К этому этапу жизни я отношусь
достаточно спокойно. Кино для актрисы – это
часть жизни. Но моя главная и первая профес-сия –
актриса театра. Сцена заставляет искать новые
краски. Если в ближайшем будущем кино не обратит
на меня свой благосклонный взор, для меня это не
будет ударом.
– Ваш муж кинорежиссер Эшпай вместо того чтобы
снять свою жену в фильме «Униженные и
оскорбленные», пригласил звезду Настасью Кински...
– Так это же Кински! Я помолчу, что она еще просто
на десять лет моложе меня, что для фильма очень
важно. У нас с мужем негласная договоренность –
не делать совместных кар-тин. Не хочу повторять
участи тех современных актрис, которых мужья
снимают только по-тому, что они – их жены. Мне
судьба и так дала больше того, чего заслуживаю.
Снималась у Быкова, Данелии, Ташкова. Куда уж
лучше... Так что оставим в покое мою скромную
персо-ну...
– Но все-таки в экранизации по роману
Достоевского вы снялись?
– Да, в фильме «26 дней из жизни Достоевского» я
играла его жену – Анну Сниткину. А за-мечательный
артист, покойный Анатолий Солоницын, играл
самого Федора Михайловича. Мучительно проходила
у нас одна печальная сцена. Режиссер Зархи
призывает: «Плачьте! Герои – нервные,
эмоциональные люди». А актерам слезы выдать не
удавалось. Солоницын попросил вату с нашатырем,
чтобы мы «заплакали». Но когда после этого
режиссер вместо слов «Внимание, мотор!» произнес
«Внимание, нашатырь!», мы едва не рассмеялись.
– Вы о принцессе из «Обыкновенного чуда» не
вспоминаете?
– Фильм замечательный. Недавно я его в сотый раз
смотрела по ТВ. Получила истинное на-слаждение.
Марк Захаров ну никак не хотел меня утверждать.
Помогла второй режиссер Сырцова. Марк
Анатольевич, увидев меня, сказал: «Нет, она мне не
нравится», – и продол-жал искать актрису, а моя
фотография стараниями Сырцовой вновь и вновь
ненавязчиво появлялась все время у него на столе.
Наконец меня вызвали на пробу, одели в какое-то
дурацкое платье... Проба была ужасной. Но потом
меня вызвали еще. На сей раз я была в строгом
мужском костюме, со шпагой и меня так красиво
снял оператор Немоляев, что За-харову я наконец-то
понравилась.
– Как вы относитесь к профессии киноактрисы?
– Я смотрю десятки, а может быть, сотни картин и
прихожу к неутешительному выводу: женщина в
нашем кино унижена до предела. Кого мы видим на
экране? Либо это бесполые существа, задавленные
бытом, нуждой, беспросветным отчаянием, либо
«ночные бабочки», валютные проститутки,
прожигающие жизнь в винном угаре. С моей
актерской темой я не вписываюсь. Я актриса
немодная.
– Но бремя популярности приходится нести?
– Первые признаки популярности я испытала после
показа фильма «Афоня». Мне улыба-лись дети и
нетрезвые мужчины...
– Вы выглядите на тридцать, а вам недавно
исполнилось...
– Я люблю свой нынешний возраст. Лучший, как мне
кажется, потому что лучшие роли ми-рового
репертуара написаны под него: «Месяц в деревне»,
«Вишневый сад», «Строитель Солнес» и другие. Мне
давно опротивело амплуа порхающей героини, я всю
жизнь вырыва-лась из него как могла...
– Женя, если бы вам сегодня предложили сыграть
роль тридцатилетней счастливой женщи-ны, то...
– ...то это была бы роль года. Но на это я не
замахиваюсь. Но уверена, что в зрителе живет
истовая потребность в добром, светлом,
оптимистическом кино. Тем более что счастье, лю-бовь,
радость не исчезли из нашей жизни. В этом как-то
даже неловко признаваться, но ведь в сущности я
очень счастливый человек. У меня есть любимая
профессия, у меня родной театр, преданные друзья,
замечательная семья. Мне дороги родители моего
мужа. У нас с Андреем, как мне кажется, сложились
искренние и нежные отношения с дочерьми. А это и
есть счастье. Это простое обыкновенное чудо,
которое доступно каждому из нас. Я готова сыграть
счастливую женщину, готова донести ее внутренний
свет до зрителя. Если, конечно, найдется такой
режиссер. Разве что мужа попросить?
Светлана НОВИКОВА. |