Армен
ДЖИГАРХАНЯН:
Главный конфликт в человеке – конфликт плоти и
морали
Редко
бывает такое полное сопереживание зала с
происходящим на сцене: спектакль Ленкома «Город
миллионеров» по пьесе Эдуардо де Филиппо
«Филумена Мортурано» заставляет зрителей, следя
за поворотами сюжета, то плакать, то смеяться
вместе с персонажами. Спектакль смотрится на
одном дыхании. В чем секрет? Важнейшей
составляющей успеха стала актерская игра.
Феерический темперамент Армена Джигарханяна (синьор
Сорриано) и обаятельная женственность в
сочетании с железной волей Инны Чуриковой (Филумены)
рождают такой неподражаемый сплав, что спектакль
вполне может претендовать на звание
театрального события минувшего года, а лишние
билеты на него до сих пор начинают спрашивать еще
на выходе из метро...
– Уже несколько лет в столице существует
Московский драматический театр под руководством
Армена Джигарханяна. Как вы чувствуете себя в
новой роли? Какие спектакли с вашим участием идут
на его сцене?
– Нормально чувствую. Я же не для себя его
организовал – для Москвы. У меня все есть. Мне
очень немного надо в жизни. Наше поколение завтра-послезавтра
уйдет, а театр в столице останется. И я благодарен
Лужкову, который относится к нашему коллективу с
большим вниманием и пониманием: выделил здание у
станции метро «Спортивная», дал артистам
зарплату, а сейчас ведется реконструкция
кинотеатра «Прогресс». Возможно, скоро переедем
к университету.
Играю я в новой постановке «Возвращение домой»
Гарольда Пинтера. Это совсем другая драматургия
в отличие от Эдуардо де Филиппо, другой театр.
Пинтер – сложный автор, и у нас его играть не
умеют – не учат этому в театральных вузах. До
недавнего времени наши идеологи говорили, что
это, дескать, буржуазное искусство, и оно нам не
нужно. Но я с такими рассуждениями не согласен. Да,
мне нравится «Город миллионеров», но еще в Театре
им. В. Маяковского я двадцать пять лет назад играл
в пьесах Тэннесси Уильямса «Трамвай «Желание», а
затем «Кошка на раскаленной крыше». Сейчас они
считаются современной классикой, а в те годы это
был сложный шокирующий театр.
Зачем я и мои артисты выходим на сцену, что мы
хотим сказать зрителям – это для меня важно, а не
то, давно ли была лично у меня премьера, какая
будет новая роль.
Недавно в театре прошла читка новой пьесы
Людмилы Разумовской – жесткой, современной... Но,
знаете, считаю, американцы не зря придумали хеппи-энд:
после того как человек вышел из зрительного зала,
у него не должны опускаться руки. И я очень
серьезно обдумываю, что включать в репертуар.
Я не наивный человек и достаточно давно живу на
земле, чтобы думать, что искусство как пирамидон
– выпил и головная боль сразу прошла. Мы
придумали хорошие и правильные слова:
«врачевание души», «собеседование». Но мне
кажется, в искусстве вообще и в театре в
частности просто проявляется странная
человеческая тяга друг к другу.
– Что, по-вашему, можно назвать главным событием
ушедшего ХХ века?
– Однажды я имел счастье общаться с Бернардо
Бертолуччи, который привез на Фестиваль
фестивалей в Белград свой, ставший затем
знаменитым, фильм «ХХ век». И наша творческая
группа – режиссеры, актеры, раз Бертолуччи снял
картину о нашем времени, – решила спросить у него,
что он считает главным событием ХХ века. Знаете,
что он назвал? Сексуальную революцию. И, на мой
взгляд, ответил очень правильно, двумя словами
объяснил, что самый главный конфликт в человеке
– это конфликт плоти и морали. Сексуальная
революция освободила – постаралась освободить,
по крайней мере – человека от этого комплекса. Я
с ним согласен. Хотя, как и каждая революция, она
имеет свои уродства и перехлесты, многое в ней
нас раздражает. Но я смотрю на нынешнюю молодежь
– раскованную, свободную – и задаюсь вопросом:
почему я таким не был? Почему мне пришлось так
много преодолевать в себе? А нужно было не
преодолевать, а уже таким быть. Хотя хочу
подчеркнуть: раскованность без образованности,
без внутренней культуры обращается в фашизм –
это другая крайность.
– Не так давно проводился интерактивный опрос.
Телезрителей попросили отдать голоса за одного
из российских правителей – Ивана Грозного, Петра
Первого, двух Александров – II и III, Николая II,
властителей новейшего времени – Сталина,
Брежнева, Ельцина. Предпочтения были отданы
Сталину.
– Да, я видел эту передачу, и такой результат меня
не удивил. Люди считают: хозяин придет – хозяин
рассудит. Значит, в этот отрезок времени в данных
конкретных климатических условиях данной страны
люди хотят сильной руки. Демократия же была как
бананы, которые пытались вырастить в Сибири. Я
придерживаюсь формулы, которую вывели англичане.
Когда они разбивают газон, то не делают сразу
тропинок, а ждут, где их протопчут. И затем
разбивают дорожки.
В детстве, когда я не хотел чего-нибудь есть, мама
мне говорила: «Ты попробуй, а потом реши – плохо
это или хорошо, будешь есть или нет». Так и с
демократией: мы попробовали – она нам не
подходит. По-моему, у Довлатова я прочел такую
притчу. Как-то проходила толпа с флагами, и
Робеспьер, завидев шествие, сказал друзьям: «Я их
сейчас поведу!» Ему возразили: «Но ты же не знаешь
куда». Он ответил: «Это совсем неважно».
– Жажда лидера, сильной руки?
– Да, конечно. Люди ждут, чтобы их повели, и идут.
Кстати, и в США, самой демократичной из
демократических стран, тот же стадный инстинкт (говорю
не понаслышке, а побывав в этой стране). Только
поводок чуть длиннее, не совсем у горла...
Даже в моем театре я сталкиваюсь с этим. Одна
актриса, талантливая и любящая меня, спросила:
«Армен Борисович, вы не устаете все время
улыбаться?» Значит, я должен сделать лицо
художественного руководителя – хмурое, строгое.
Даже среди творческих людей потребность в
хозяине, в сильной руке присутствует, как я
убедился.
Как-то еще при жизни врача-офтальмолога и
политика Святослава Федорова у нас с ним был спор
о народовластии. Я считаю, народовластие – это
демагогия. Разве в лесу все одинаковые? Нет, там
есть лев – сильный, умный, талантливый лев,
которому все подчиняются. И есть право сильного и
правда сильного – естественный отбор так
распорядился. А мне говорят: «Нет, пусть вместе со
львом и шакал управляет». Но это
противоестественно! У нас долго считали, что, мол,
каждая кухарка может управлять государством. Вот
и доуправлялась. То, до чего мы дожили, что
сделали со страной, – результат такого подхода.
Расскажу потрясающую историю. Долгое время (да и
сейчас еще из этого состояния до конца не вышли) в
Ереване не было света, тепла, горячей воды и
просто воды, гибли дети, пожилые люди. Словом,
трагедия!
Ереванский оперный театр поехал на гастроли в
США, его спектакли пользовались большим успехом,
и американские армяне, среди которых есть очень
богатые люди, подарили артистам трансформатор. И
вот по возвращении домой в Ереванском оперном
образовался некий оазис света и тепла. И билетов
в оперный театр стало не достать! На спектакли
приходили целыми семьями: дед, бабушка, мать с
детьми... Некоторые журналисты написали: «В
тяжелое, страшное время люди потянулись к
искусству». Но это неправда. Истинная правда в
том, что ереванцы приходили в театр в первую
очередь отогреться, потому что в театре были
тепло и свет, а значит, жизнь, а уж в десятую –
послушать музыку, посмотреть спектакль.
– Разделенность, сепаратизм, а для простых людей
отсутствие элементарных условий для выживания –
света, воды, тепла... Как вы считаете, почему же так
случилось? Такова расплата за амбиции политиков?
– Значит, была гниль, рано или поздно гнилой зуб
должен был выпасть. Я не считаю, что конкретно
виноват Иванов, Петров, Мартиросьян, Гукасян...
Они только подтолкнули вагонетку, которая
покатилась, начался обвал... Правда, я так думаю,
мы имеем то, что заслуживаем: такую улицу, машину,
кефир или шампунь, такое правительство.
В спорте сразу видно – может человек штангу
весом 120 кг поднять или нет. В театре видно, на
сцене – может актер большую роль сыграть или
незаразителен он, не удерживает внимание зала. А
в политике... Есть такое гениальное определение
из сферы психиатрии – «синдром
некомпетентности». Много тех, кто стоял и стоит у
власти, им отмечены и в России, и в нынешнем СНГ.
– Армен Борисович, нашим читателям будет
интересно узнать, что для вас означает понятие
«мужской характер»?
– Я часто видел Гагарина, думаю, никто не станет
сомневаться, что уж у него точно был мужской
характер. А какая в нем была искренность,
естественность, порядочность! Хотя внешне – я
невысокого роста, а он был еще ниже меня, и отнюдь
не гора бицепсов. Я подумал, что пройдут сто лет и
будут делать фильм о первом космонавте земли. И
скорее всего его, как ни парадоксально, будет
играть кто-то типа Сталлоне.
– Внешние, физические параметры и внутреннее
содержание во многих случаях не совпадают и даже
контрастируют. Вы это имеете в виду?
– Чаще всего не совпадают. Много лет назад, в один
из моих первых приездов в США, знакомый повез
меня на Беверли-Хиллз в Лос-Анджелес, где живут
голливудские актеры. Думаю, сделал он это не без
тайного умысла, а чтобы унизить: «Вот как в
Америке живут актеры и как у вас!» Но я не
обиделся. Я считаю, Сталлоне все свои виллы и
прочее заслужил – он двадцать часов в сутки
качает мышцы! Но в отношении его никто в
Голливуде не заблуждается – он не
интеллектуальный, он мышечный актер.
Так вот о мужском характере. Для меня это
интеллигентность, не наращенные мускулы, а
умение проникнуть в чужую проблему, чужую боль и
стопроцентная порядочность. Это я запомнил в
Гагарине, но обладают такими качествами далеко
не многие мужчины.
– Вы один из самых узнаваемых и любимых актеров.
Но у популярности, очевидно, есть и свои издержки?
– Как-то мне пришлось побывать во Вьетнаме. И
меня невероятно удивило, что почти каждый
встречный вьетнамец почитал своим долгом
подойти и легонько меня ущипнуть. Оказалось, дело
даже не в том, что я актер. Просто у них существует
поверье, что если прикоснешься к человеку
европейской расы, это прибавит тебе здоровья. Вот
так они меня чуть не «расщипали».
К счастью, у нас рвать на мне одежду на лоскутки,
чтобы взять с собой на память, или проявлять иные
безумства никто не пытался. Я ведь, как уже
говорил, не герой-любовник. Просто когда меня
встречают даже незнакомые люди, здороваются,
улыбаются. А один маленький мальчик недавно
спросил на улице: «Ты кто? Правда, Джигарханян?» Я
подтвердил. Тогда он попросил: «Ты постой здесь,
пожалуйста, и подожди – я сейчас маму приведу,
чтобы она на тебя посмотрела!»
Виктория КАРПОВА. |