Геннадий
ХАЗАНОВ:
Кассы нашего театра штурмуют спекулянты
Из кабинета Геннадия Хазанова я вышел в
состоянии достаточной растерянности. Потому как
оказались ненужными все мои домашние заготовки-вопросы,
которые я намеревался задать безусловному
Королю смеха, возведенному на трон волей
миллионов его поклонников. Я шел к Хазанову на
интервью, как хаживал на его концерты, заранее
радуясь удаче, предвкушая участие в пире
остроумия и веселья. Не случилось...
Моя ошибка заключалась в том, что я настроился на
легкую и непринужденную беседу со студентом
кулинарного техникума, а передо мной сидел
художественный руководитель Театра эстрады.
– Геннадий Викторович, кем только вы не были в
своей жизни – начинали как конферансье в
оркестре Леонида Осиповича Утесова,
прославились на эстраде, снимались в кино, сейчас
получили известность как актер драматический, да
еще и худрук театра... Вы, часом, не несколько
жизней проживаете, столь частой и резкой сменой
амплуа?
– Похоже, похоже... Хотя я, признаться, не думал об
этом. А ведь действительно изменение образа
жизни есть верный способ оттягивать старение.
– У вас в запасе есть еще много возможностей
молодеть – вы не пели в опере, не танцевали в
балете...
– По своим данным я могу разве что спеть в балете
или станцевать в опере... А если всерьез, род
занятий человека часто бывает продиктован
обстоятельствами или случаем. Вот примеры из
собственной биографии. Я окончил Эстрадно-цирковое
училище только потому, что меня не приняли ни в
одно театральное учебное заведение. На последнем
курсе Росконцерт объявил меня диссидентом. О
работе на эстраде и речи быть не могло – слава
богу, что из училища не вылетел. И тут позвонил
Аркадий Хайт, сказал, что Утесов ищет конферансье,
поскольку от него ушел Евгений Петросян... Так я
стал конферансье, а затем Росконцерт меня
«амнистировал», и я оказался на эстраде.
– Что, однако, не мешало вам участвовать в самых-пресамых
правительственных концертах. Я своими глазами
видел, как хохотали буквально до слез на ваших
выступлениях партийные бонзы первой величины...
– И при этом относились к нам, как к шутам,
которым дозволялось чуть больше, нежели всем
остальным...
– Зато теперь молва приписывает вам дружбу с
сильными мира сего. Один из них – Лужков, который
взял да и сделал артиста Хазанова художественным
руководителем театра.
– Плохо вы знаете своего мэра. Юрий Михайлович
ничего не делает «по дружбе». Прежде чем
подписать приказ, он внимательнейшим образом
познакомился с моими планами, предложениями...
Кстати, разговоры о том, что я должен возглавить
театр, пытались вести со мной еще при жизни
Брунова. Я немедля пресекал их, поскольку знал,
что даже слухи о возможной отставке неминуемо
убьют Бориса Сергеевича. И принял предложение
лишь после его похорон...
– Понятно, что власти были заинтересованы в
худруке, которого все знают, любят и так далее.
Вам-то для чего понадобилось идти в начальники?
Ведь вы же как «разговорник» №1 страны можете
стадионы собирать...
– Во-первых, это заблуждение – никаких стадионов
начиная с 90-х годов артист Хазанов, как и любой
другой его коллега, собирать не мог. Тому много
причин: денег у людей стало меньше, а магазинные
полки ломились от товаров, выросла техническая
оснащенность – появились не только хорошие
телевизоры, но и видеомагнитофоны... В общем,
посещение эстрадных концертов перестало быть
первоочередной задачей.
Так вот, в начале 90-х я понял: прежняя жизнь
закончилась. И сразу же встал вопрос: что делать в
новой? Количество гастролей увеличивалось,
поскольку города, даже большие, выдерживали
максимум два концерта. Надо было постоянно
двигаться – перелетать, переезжать. А время
бежит не в обратную сторону...
И еще я понял, что в лучшем случае до конца своих
дней я буду ездить по городам и весям. Это в
лучшем случае, поскольку объем работы резко
уменьшился – о каких концертах может идти речь,
когда мы вступили в период глобальных катастроф.
И я ужаснулся, осознав собственные перспективы.
– Страшно было окунаться в незнакомое дело?
– Страшно идти в благополучный театр. Наш же в
силу разных причин буквально разваливался.
Никуда не годилась архаичная сцена, прибавьте
сюда отвратительные свет, звук, обшарпанные
сиденья в зале, да и сам зал... С проектом полной
реконструкции театра я пришел к Лужкову. Он
сказал мне буквально следующее: «Ты сошел с ума,
дешевле будет построить новое здание». С этими
проблемами мы постепенно разобрались. Теперь в
театре и свет и звук соответствуют мировым
стандартам, реконструирована сцена, не стыдно
войти в зал.
Сложнее было решать задачи творческие. Дело в том,
что в театр перестал ходить зритель. Театр
пустовал или полупустовал. Концерт считался
удачным, если продавалось 400 – 500 билетов, а в зале
1383 места. Абсолютный рекорд был установлен 15 мая
1995 года, когда в зал пришли... 13 человек.
– И вы приступили к революционным
преобразованиям.
– К счастью, я довольно быстро понял, что,
сохраняя театр как эстрадно-концертную площадку,
его не вытащить из финансовой могилы. Наш зал
слишком мал, чтобы заинтересовать шоу-бизнес.
Значит, остается один лишь жанр – разговорный. Но
в будние дни народ на эстраду не затащишь, а это
значит, что мы будем простаивать четыре дня в
неделю.
Я задал себе вопрос: на что пойдет зритель в
будние дни? И сам нашел ответ: только на спектакль.
А раз так, решил я, надо четыре дня в неделю
отдавать спектаклям. И вот на четыре дня в месяц к
нам пришел «Ужин с дураком». Затем американский
продюсер Натан Слезингер предложил свой проект:
привозить из Петербурга спектакль
«Калифорнийская сюита», в котором заняты
блистательная Алиса Фрейндлих и Олег
Басилашвили. Это же подарок всей Москве. Мы
поставили «Птицы», где играет изумительный
грузинский актер Кахи Кавсадзе... И пошло и
поехало.
– А ваши коллеги на всех углах кричали: «Хазанов
истребляет эстраду».
– Были такие вздорные и бездоказательные
обвинения. Хотя за эстрадой мы оставили три самых
притягательных дня в неделю – пятницу, субботу и
воскресенье.
Новые порядки далеко не всем пришлись по душе.
Обиделся на театр Миша Задорнов. Ему не дали
дополнительного дня для репетиций, и он ушел,
хлопнув дверью. Я сказал: жаль, но что поделаешь,
придется обходиться без Задорнова. Через
некоторое время Миша понял, что погорячился, и
вернулся к нам...
Артисты эстрады привыкли, что театр их
уговаривает, утвердились в мысли, что они нужней
театру, чем театр – им. Я твердо сказал: с этим
пора кончать. Это касается всех артистов, включая
артиста Хазанова. Никто не будет диктовать
условий театру. И артист Хазанов не будет
диктовать Хазанову-худруку, как жить театру.
– Геннадий Викторович, вы говорите о собственном
жанре, как об отживающем. Неужто это в самом деле
так?
– Вспомните недавние еще сборные концерты. К 8
Марта такой назывался «Вам – женщины», к 23
февраля – «Вам – воины». А пеклось такое зрелище
просто: вокруг конферансье сбивалась группа из
десяти – двадцати артистов. Попробуйте сегодня
заманить зрителя на такой концерт!
Кроме того, артисты нашего жанра люди, мягко
говоря, не первой молодости. Смены в этом жанре
нет. Пятнадцать лет назад заблистал на эстраде
Михаил Евдокимов. А после него появился лишь
Максим Галкин, но он человек молодой, и пока
артист на номер, на сольный концерт еще не тянет.
– А больше вы никого не назовете?
– С удовольствием назвал бы, да нету их. А кое-кто
из бывших коллег обвиняет меня во всех бедах
жанра.
Мне вспоминается конец сезона 1998 года. Выступает
замечательный артист Роман Карцев. И не делает
сборов. Причин можно назвать множество: и возраст,
и отсутствие свежего материала. Жванецкий, к
которому он прирос пуповиной, давно занимается
самообслуживанием. Как, впрочем, и остальные
авторы, доказывая, что актерский труд в этом
жанре не нужен.
– Актеры привыкли к новым порядкам в театре?
– Не все. Приезжает администратор Клары
Новиковой, а наш директор показывает сверстанный
план, где нет свободных дней. Обида. А я могу
открыть вам книгу, в которой написано все, что
будет происходить на сцене театра до 30 декабря 2002
года. И если завтра приедет в Москву Майкл
Джексон и захочет выступить у нас бесплатно, он
поставит меня в весьма затруднительное
положение. Для него я смогу потеснить разве что
актера Хазанова, с которым мне легко будет
договориться.
– Геннадий Викторович, что означает ваша
должность – художественный руководитель?
– Если коротко: человек, который определяет
творческое направление театра. И этот человек
вовсе не обязательно должен быть режиссером.
– Но при желании может стать им.
– Практически я занимаюсь режиссурой с первых
шагов на сцене. Сольный концерт – это чистая
саморежиссура. У меня нет режиссерских амбиций и
вообще нет амбиций, выходящих за пределы Театра
эстрады. И я никому в мире не завидую. Ни
президенту, ни премьеру, ни олигархам...
– А вам не грустно было навсегда уходить с
эстрады?
– Что значит «уходить»? Откуда я ушел? Отсутствие
мое в передаче «Аншлаг» вовсе не означает, что я
ушел. От сольных концертов я не ушел, с
телевизионного экрана не ушел... Просто театр
стал главным делом моей жизни.
– Геннадий Викторович, вы играете в трех
спектаклях, да плюс еще сольные концерты. Не
слишком ли большая нагрузка для художественного
руководителя?
– Пока выдерживаю ее. Видите ли, я трудоголик,
живу в театре и только театром, дома лишь ночую.
– Какая новость вас может обрадовать?
– Недавно узнал, что кассы нашего театра
штурмуют спекулянты. По их негласному рейтингу
мы занимаем в Москве третье место после
«Современника» и концертного зала «Россия».
Владимир НАЗАРОВ. |