Олег
БАСИЛАШВИЛИ:
Ельцин играл царя Бориса, у меня иной репертуар
Для
того чтобы взять интервью у Олега Басилашвили,
вовсе не обязательно ехать в Санкт-Петербург. Как
минимум шесть вечеров в месяц он играет в Москве
– в антрепризных спектаклях Театра имени Антона
Чехова, а еще выступает с сольными концертами,
снимается в кино...
– Только не надо мне сочувствовать, – говорит
Басилашвили. – Я еще и на телевидении работаю.
Веду в Питере на РТР передачу «С потолка»... Хотим
мы этого или нет, но мы живем в стране, где каждый
день надо доказывать, что ты чего-то стоишь.
Разумеется, если ты хочешь жить достойно, а не
поносить власть предержащих за то, что не хотят
помогать нашему брату-актеру.
– Но, Олег Валерианович, если память мне не
изменяет, именно вы в депутатскую свою бытность
были инициатором указа о предоставлении театрам
всякого рода скидок и льгот...
– Был. Потому что совок не сразу во мне околел.
Умница Ельцин не подписал. Как я ни старался –
отказал.
– Так чего же умница?
– Да не должна быть культура в содержанках у
государства. Содержанок – имеют. Кто платит, тот
и заказывает музыку. Музеям, библиотекам
необходимо щедрое дотирование. Но театры, кино,
если они хотят быть творчески независимыми,
должны зарабатывать сами. Или идти в услужение к
власти, как это было при большевиках. И Ельцин
нутром это чувствовал...
– Вы часто с ним встречались?
– Когда-то часто. Вы не поверите, но Борис
Николаевич до середины девяностых был очень
доступным человеком. И он всех выслушивал, и
здравые советы схватывал. Это уж потом он
превратился в вельможу, стал царя Бориса играть.
Ну а у меня другой репертуар...
– А что вам лично дало хождение во власть?
– Какая уж там власть... Хотя нет – вру. Несколько
лет назад в канун моего шестидесятилетия
раздается телефонный звонок. «Олег Валерианович,
вас беспокоят из администрации президента.
Завтра в восемь тридцать утра будьте, пожалуйста,
дома. К вам прибудет фельдъегерь от президента».
Что за бред, какой еще фельдъегерь? Звоню Собчаку,
рассказываю. Анатолий Александрович тоже
недоумевает: разыграли вас, говорит, а может, и
того хуже. Этого еще не хватало. Звоню начальнику
ГУВД. Тот врубился моментально. «Боюсь, – говорит,
– завтра будут грабить вашу квартиру. Но вы не
волнуйтесь, я пришлю охрану». И действительно,
часов в шесть утра приходят два здоровых мужика в
камуфляжных куртках и с автоматами. Старший
проинструктировал меня следующим образом:
«Когда бандиты позвонят, один из нас спрячется за
дверью, а второй зайдет в ванную. Вы только свет в
коридоре не включайте, скажите, что лампа
перегорела. Они вас сразу бить не станут,
попросят расписаться в квитанции. Вот когда
нагнетесь – тогда и врежут. А мы уж тут как тут...»
Нанервничался до одури. Ровно в половине
девятого звонок в дверь. Ни жив ни мертв открываю
ее – на площадке стоит маленький такой мужичок в
форме и при фуражке. В руках у него огромный букет
роз и пакет, на котором вижу здоровенный оттиск:
«Президент Российской Федерации». Входит и
просит расписаться в получении. Я едва успел
проорать, что все в порядке. Иначе бы повязали
президентского посланника...
Вот, пожалуй, и весь «гонорар» за депутатскую мою
деятельность. Хотя нет… У меня увеличенная
пенсия.
– И как же ценит власть отцов русской демократии?
– А вот и не скажу. Пенсия – вещь интимная. Но
можете написать, что она на пару соток больше, чем
зарплата народного артиста в Академическом
Большом драматическом театре. А последняя
составляет одну тысячу двести рублей. Хотя нет,
кажется, на днях еще сотню прибавили...
– Но это же национальный позор. Как вы живете на
такие деньги?
– Тысяча двести рублей – это высшая актерская
зарплата, и ее получают не многие, остальным
платят значительно меньше.
– И после этого вы называете умницей Ельцина,
который не подписал указ о государственной
поддержке театра?
– Конечно. Поддерживать надо сирых и убогих,
искусство к таковым не относится. Надо просто
шевелить мозгами. Посмотрите на нашу Мариинку.
Пришел Гергиев и буквально перевернул театр.
Ставит он, к примеру, «Руслана и Людмилу».
Спектакль неподъемный, баснословно дорогой. На
государственную дотацию занавес не поднимешь.
А Гергиев ставит. Как? Очень просто. Он
договаривается с Метрополитеном-опера в Нью-Йорке,
что американцы финансируют всю постановку – от
декораций до костюмов, причем изготавливают их
там же, в Америке.
– А это-то еще зачем? Сами, что ли, не умеем?
– Ни черта мы сами не умеем. Разучились. Мы умеем
только с красными флагами шляться да касками по
асфальту стучать. Работать разучились. Даже
бутылку водки на троих точно разлить не можем...
– А зачем американцам понадобилась эта
благотворительная акция?
– Тут нет никакой благотворительности, голый
расчет. Они вложили деньги в спектакль, который
приедет и в Нью-Йорк. Американцам выгодно:
прославленный театр, великолепные голоса –
полные аншлаги. И Гергиеву выгодно ставить
спектакли на чужие деньги. И смотрите, никто из
певцов, никто из солистов балета театр не покинул.
Они выступают и на других сценах, гастролируют по
всему свету, но как посланцы Мариинки. Потому что
Мариинка, говоря сегодняшним языком, великолепно
раскрученный бренд.
– Опера и балет одинаково понятны и в Питере и в
Африке. С драмой гораздо сложней. Не зубрить же
актерам Чехова на английском.
– И не нужно. Есть иной выход. Что я и стараюсь
доказать своим коллегам. Смотрите, за свою
зарплату в 1200 рублей я занят в пяти постановках
БДТ. Это шесть – восемь спектаклей в месяц.
Остальное время я свободен, а значит – неприкаян.
А у нас в труппе триста человек, и они неделями
мучаются от безделья и безденежья. А я мотаюсь в
поездах, живу в паршивых гостиницах. Потому что
каждый месяц шесть вечеров выхожу на сцену в
спектаклях Театра Антона Чехова. И вот уже год
вместе с Алисой Фрейндлих играю «Калифорнийскую
сюиту» – в Москве, во Владимире, в Нью-Йорке, в
Хайфе... И частные продюсеры оплачивают наш труд
совсем не так, как государственные театры.
– В чем же суть ваших предложений?
– Я не устаю повторять коллегам: откройте шторы,
посмотрите на улицу – там же идет совсем другая
жизнь. Рубите к чертовой матери этот вишневый сад
замшелого бюджетного театра. Давайте
зарабатывать сами.
Еще в бытность Собчака при БДТ был создан
попечительский совет, куда вошли богатые люди
города, которые заметно поддерживают театр. Но
это крохи с барского стола возможностей. Я
предлагаю: не надо благотворительности, вложите
деньги в постановку. И нужна пьеса. Такая пьеса,
что непременно привлечет зрителя. Для чего нужны
ушлые толковые артельщики, которые будут
перелопачивать тонны драматургической руды,
точнее – ерунды, в поисках золота. И нужно на
компьютере, именно на компьютере просчитывать,
на какого артиста в данной роли пойдет зритель!
Сколько спектаклей в месяц надо ставить на сцене
БДТ, а сколько – на гастролях. Короче, нужен
развернутый бизнес-план и агрессивная реклама. И
когда у нас появится шесть – восемь таких
спектаклей, театр оживет. Не будет времени для
нытья. Да и кто ноет с деньгами?
– Как отнеслись коллеги к вашим предложениям?
– Плохо отнеслись. Как, возмущаются маститые, ты
хочешь превратить театр в антрепризу? Но это же
пошлость, халтура. Меня обвинили в том, что я хочу
уничтожить величайшее достижение русской
культуры – бюджетный, репертуарный театр.
Подзабыли коллеги, что до революции во всей
огромной стране было лишь два драматических
государственных театра – Малый да
Александрийский. Остальные – частные антрепризы.
И МХАТ начинался с товарищества на паях.
Это советская власть превратила театры в
государственную собственность, в идеологическую
прислугу. С огромными труппами и зависимым
бюджетом. И бедный Олег Табаков растерянно
кричит с экрана телевизора: «Я не знаю, что мне
делать с МХАТом! Как занять все это скопище
актеров и как его хоть немного сократить».
Знаете, еще тридцать лет назад Георгий
Товстоногов говорил мне: «Увы, но мне кажется, что
у репертуарного театра грустное будущее. Светлое
– у антрепризы». Представляете: тридцать лет
назад, когда и слова этого в употреблении не было.
– Олег Валерианович, сейчас слово антреприза
стало чуть ли не бранным. Считается, что
антреприза – это халтура.
– Так может говорить только человек, ничего не
понимающий в искусстве. Антреприза требует
высочайшего профессионализма. Это на театре
можно месяцами ни черта не делать: ждать
вдохновения и рыдать: не понимаю образ и рисунок...
А режиссер, как нянька, будет тебе слезы вытирать.
В антрепризе творческие муки коротки: на
спектакль дается месяц. И будь добр играй. Не
хочешь нищенствовать – входи в образ сразу.
Сережа Юрский поставил жутко трудные «Стулья»
Ионеско. Зал битком – билеты не достать. И тут уже
неважно, в какой ты занят роли, в большой или
маленькой...
– Вы, Олег Валерианович, большими ролями не
обижены. А вот в «Бандитском Петербурге» вдруг
появились в незаметной роли прокурора. Зачем?
– Это почему же незаметной? (Хохочет.) А смерть в
мгновения страстного минета? Ничего себе
незаметная! На самом деле это была месть, моя
личная месть прокурору Петербурга. Во времена,
когда снимался фильм, в городе шуровали фашисты.
Шлялись по Невскому со свастиками, устраивали
митинги, газеты свои гнусные издавали. Вот я и
написал прокурору письмо, в котором потребовал
разогнать всю эту сволочь. Через два месяца
получаю ответ: меры принять не могу, нет
прецедента. Да ты такая же сволочь, думаю, как и
эти подонки. И когда мне предложили роль
продажного питерского прокурора, немедленно
согласился. И огромное удовольствие получил. Что?
Да нет, от роли...
– Сейчас снимаетесь?
– Снялся у Карена Шахназарова в фильме «Яды». Я
там играю товарища Прохорова, бывшего
ответственного работника и ныне пенсионера,
который считает, что всех надо травить. Причем
немедленно. А еще – Папу Пия VI, Прохорова, который
себя вообразил Папой, и Папу, который
преобразился в Прохорова. Такая булгаковщина –
смешная очень.
А знаете, что здесь еще забавно: Карен –
коммуняка до мозга костей, а я – отвязанный
демократ. Но на съемочной площадке мы друзья и
нет у нас никаких противоречий. Потому что общее
дело. Вот когда у нас в России появится на всех
одно общее дело, никакая идеология людей не
растащит. А общее дело есть – воскрешать Россию.
Свободную демократическую и богатую Россию.
Однажды в Америке я наблюдал потрясающую сцену.
Напротив дома, где мы жили, стоял богатый особняк.
И вот рано утром из него вышел человек, подошел к
мачте, что стояла у подъезда, врубил магнитофон и
под звуки гимна своей страны поднял ее флаг.
Потом постоял с минуту, прижав руку к сердцу, сел
в машину и уехал по делам.
Я был потрясен. Человека никто не видел, весь
ритуал общения с родиной был не для публики, а
только для него. Как же надо любить свою страну и
быть ей благодарным, чтобы каждое утро вот так с
ней здороваться. Вот когда у нас в какой-нибудь
деревне Старые Грязи выйдет опрятный крестьянин
и у своего коттеджа поднимет флаг Родины –
значит, Россия возродилась.
– И когда же, Олег Валерианович, сие произойдет?
– А вот один не самый глупый человек, Владимир
Ильич Ульянов, вывел теорию клубка. Он как-то
сказал, что сколько витков потребуется на его
намотку, столько же и на размотку. Вот и считайте:
семьдесят лет нас гноили, семьдесят потребуется
на возрождение.
– А сократить срок нельзя?
– Можно, разумеется. И надо делать все, чтобы
сократить его.
Владимир НАЗАРОВ. |