Юрий
СОЛОМИН:
Досье не собирал, доносов не писал, никому не
вредил
Юрий Соломин –
блестящий актер. Играл в таких известных фильмах,
как «Верность матери», «Дерсу Узала», «Адъютант
его превосходительства», «Погоня», «Сильные
духом», «Музыканты одного полка» и др. Некоторое
время возглавлял Министерство культуры России.
Сейчас он художественный руководитель Малого
театра. Много лет женат на бывшей актрисе Малого
театра, ныне профессоре, преподавателе
Театрального училища имени Щепкина Ольге
Николаевне Соломиной. У них есть дети и внуки.
– Юрий Мефодиевич, побывав на своем веку и
Федором Иоанновичем и Николаем II, вы стали лучше
ориентироваться в политических ситуациях нашего
времени?
– Стараюсь об этом не думать. Театр, как армия,
как медицина, должен всегда оставаться вне
политики. Очень не люблю намеков, кукишей в
кармане. Даже настораживаюсь, когда выявляются
слишком уж очевидные параллели.
– Вам часто приходилось идти в театре на
компромисс?
– Однажды меня заставила это сделать самая
простая нужда. Мы с женой не москвичи, и родители
у нас не были богатыми людьми. Мои, например, были
деятелями культуры периферийного масштаба, так
что нам с женой пришлось с самого начала
ковыряться самим. Квартиры не было, снимали углы.
Помню, вошел в кабинет к Михаилу Ивановичу Цареву,
руководителю Малого, и сказал, что ухожу. И не
потому, что меня творчески что-то не устраивает, а
просто мы с женой устали физически. Жить по
подвалам с сумасшедшими соседями – это, знаете,
тяжело. Царев спросил: «Два месяца сможешь
потерпеть?» Я потерпел, и нам дали общежитие, а
потом родилась дочь и начались проблемы с
няньками. Так что иногда я соглашался на все.
– А как вы сами во власть ходили, когда были
министром культуры?
– Хотел помочь общему делу. Когда в 1990 году мне
предложили министерское кресло, сразу понял, что
не собираюсь в нем сидеть вечно. Никогда не
уходил из Малого – это было мое условие. Шутил,
что до шести часов – я министр, а после шести –
актер. Когда мне предложили этот пост, встала
проблема выбора. Планов было громадье. Меня звали
преподавать в Германию, в Мексику. Собрался
семейный совет. Наконец жена сказала: «Надо, Федя,
надо!» Эта фраза все и решила. Тем более что мне
никогда уезжать из России не хотелось. Сколько
мог, я в министерском кресле сделал. Мне не стыдно
смотреть коллегам в глаза. А когда понял, что
больше не могу пробивать лбом стену, подал
заявление и ушел.
– Как вам удается управлять собственным
государством – Малым театром?
– Меня художественным руководителем не
назначали. Был избран. Правда, не единогласно.
Всех своих противников знал, но никаких
репрессий по отношению к ним впоследствии, заняв
свой теперешний пост, не проводил. Что такое
власть, хорошо знаю, не по ролям русских царей, а
по собственной ежедневной практике на
протяжении последних десяти лет. Надеюсь, что в
театре мне доверяют. Не скрою, хотелось бы
покинуть этот дом не иначе как вперед ногами... И
тогда ни в моем столе, ни в сейфе не найдут
никакого компромата: досье не собирал, доносов не
писал, никому не вредил. Для меня в артисте важнее
всего профессионализм, порядочность, честность,
открытость. Театр должен вместе с обществом
заполнять белые пятна истории. Как это было в
спектакле «...Аз воздам» о судьбе Николая II и его
семьи. Мы использовали документальные
свидетельства, назвали фамилии. Публике давно
известен «сюжет». И все-таки она продолжает
ходить и смотреть. Мы имеем право хотя бы на
уважение как национальный русский театр,
национальный по своим традициям. Тени великих
все еще не покинули наш дом. И когда ремонт делали,
я ничего менять не позволил, чтобы их не спугнуть.
– Предложение сыграть Кольцова в «Адъютанте...»
было для вас неожиданностью?
– Режиссер Евгений Ташков хотел, чтобы этот
герой выглядел на экране «героически» – был
высоким, широкоплечим, а тут невысокого роста
человек, внешне не броский. Утвердили меня только
с шестой пробы, режиссер, что называется, пошел на
риск. Да, не скрою, для меня это было
неожиданностью, потому что в театре меня считали
актером характерным, а тут предложили роль
совершенно противоположную, героическую –
волевого, сосредоточенного человека, умеющего
все взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся
ситуацию... Пятисерийный фильм «Адъютант его
превосходительства» вышел на экраны страны в 1972
году и имел оглушительный успех у зрителя. В
Польше меня величали не иначе как «старший брат
Клосса», я имею в виду героя сериала «Ставка
больше, чем жизнь».
– Но самым большим по числу наград стал фильм
Куросавы «Дерсу Узала».
– Куросаве на роль Арсеньева предложили трех
известных артистов, в том числе и меня. Показали
лучший фильм с моим участием – «Адъютант...».
Думали, посмотрит первую серию и определится. Но
он так увлекся, что одну за другой посмотрел и три
остальные серии. В январе 1974 года меня вызвали на
съемки. В начале 1976 года фильм был удостоен
«Оскара», а через год он получил приз «Давид
Донателло». По случаю премьеры в японском
посольстве был устроен прием. Прием был
оскорбителен. Членам съемочной группы запретили
приводить с собой жен, хотя все они по этикету
были приглашены именно с женами. Поэтому они
дружно врали, что жена «приболела», «занята» и
прочее. Безобразная сцена в духе старинного
русского местничества разыгралась вокруг стола,
предназначенного начальству. «Иди сюда, чтоб
тебя...» – заорал на жену Сизов, директор
«Мосфильма», и, схватив за руку, буквально
швырнул за стол рядом с собой. Многие покинули
почетный зал. Никто никого не удерживал. О
Мунзуке, сценаристе фильма, вообще забыли. Он с
палочками и миской риса устроился в вестибюле. Я
нашел его и привел за наш стол. За него даже тоста
не было. Пили за Куросаву и Ермаша, тогдашнего
председателя по кинематографии. За полтора года
совместной работы японцы научились
подхалимничать перед Ермашом не хуже наших
отечественных лизоблюдов. Но лично мы с
Куросавой продолжали еще дружить после фильма
двадцать лет.
– Как вы отдыхаете?
– Люблю помолчать. Для этого у меня есть друзья –
собаки. С ними можно и помолчать, и поговорить,
они все понимают. Даже о политике! И они реагируют.
Я ведь с утра до вечера кручусь среди людей. Нет, я
не жалуюсь, дай Бог, чтобы до конца жизни так было.
Но иногда от этого устаешь, иногда хочется
помолчать. Жена меня понимает. Я иногда целый
вечер могу молчать.
– Юрий Мефодиевич, что значит возраст для актера,
для красивого актера? Как это переживается?
– Если актер красивый, но дурак – это для него
трагедия. А если не дурак, нормально переживается.
Меня всю жизнь интересовал Жерар Филип. В
молодости говорили, что я на него похож слегка –
еще и это, наверное, повлияло. Однажды я прочитал
у него в книге: роль имеет свой возраст. За десять
лет мы полностью меняемся. Положим, я могу
обмануть зрителя внешней оболочкой, а что делать
с мыслями? Уже по-другому воспринимаю мир. Если
актер упрямо держится за свои старые роли, значит,
ничего помимо этих ролей у него в жизни нет...
Светлана НОВИКОВА. |