Семен
ФАРАДА: Я был единственным матросом Балтфлота,
которому разрешалось носить длинные волосы
Одно только упоминание фамилии этого
актера вызывает у
людей улыбку. Сразу вспоминается «уно моменто»
из «Формулы любви»...
– Семен Львович, наверное, трудно ходить по
улицам с таким «узнаваемым», как у вас, лицом?
– Узнаваемость – это издержки нашей актерской
профессии. Если, встретив тебя на улице, прохожие
оборачиваются, не стоит переполняться гордостью
по поводу собственной значимости. Скорее всего,
это результат слишком частого мелькания на
экране. В кино, как и в жизни, существует такое
понятие, как мода. Двадцать лет назад был моден
один актер, десять лет назад – другой. Сегодня в
моде актер Фарада. Но мода эта уже пошла на спад.
– Вы слишком самокритичны. Кинозрители любят вас
за замечательные комедийные роли, сыгранные в
фильмах «Тот самый Мюнхгаузен», «Гараж»,
«Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов»,
«Формула любви» и многих других.
– В кино актерскую судьбу во многом определяет
принцип типажа. Нашел ты удачную маску, сыграл
успешно две-три роли и все – режиссеры будут
предлагать тебе «тиражировать» ее. Впрочем,
маска – не так уж плохо. Ее «носят» многие
замечательные российские актеры – Александр
Ширвиндт, Георгий Вицин, Александр Калягин.
– Как вы определились в амплуа комедийного,
гротескового актера?
– Таковым в годы моей юности я совсем себя не
считал. Я выступал на сцене студенческого театра
«Наш дом» под руководством режиссера Марка
Розовского. Правда, исходя из особенностей моей
внешности режиссер предлагал мне в основном
комедийные и характерные роли. Сам же я в душе
мечтал воплотить на сцене монументальный
героический характер. Однажды давали мы сборный
концерт перед каким-то праздником. Я предложил
выступить с чтением «Стихов о советском
паспорте» В. Маяковского. Розовский начал меня
отговаривать, но я упрямо стоял на своем. Тогда
Марк сказал: «Сеня, спорим на ящик коньяка, в зале
будут смеяться». Мы поспорили. Когда я вышел на
сцену и объявил свой номер, по залу пробежал
легкий шумок. После первой строфы зал затих,
после второй наступила гробовая тишина, а после
третьего четверостишия зрители буквально
покатывались от хохота. Пришлось мне потом
покупать коньяк Розовскому...
– И что же, мечта о серьезных ролях так и осталась
мечтой?
– Я человек упрямый и от задуманного не
отказываюсь. На сцене Театра на Таганке сыграл
немало драматических ролей в пьесах
классического и современного репертуара: в
«Мастере и Маргарите» по М. Булгакову, в «Обмене»
по Ю. Трифонову, «А зори здесь тихие» по Б.
Васильеву, «Марат-Сад» и других. В кино, к
сожалению, серьезные работы случаются намного
реже. Могу припомнить только фильмы «Попугай,
говорящий на идиш» Э. Савелы и «Мой друг Иван
Лапшин» А. Германа.
– Сколько фильмов в вашем послужном списке?
– Я поздно пришел в кино, но быстро наверстываю
упущенное. Снялся более чем в 115 художественных и
телевизионных картинах. По этому случаю даже
избран президентом актерского клуба «Сто ролей»,
существующего при Доме Ханжонкова. Правда,
многие из лент, в которых играю в последние годы,
зрители не видят.
– Когда началась ваша творческая жизнь?
– Никакого специального театрального или
кинематографического образования я не получил.
Так случилось. Да и родители к искусству
отношения не имели: папа был военным, мама –
фармацевтом. После школы поступил в Высшее
техническое училище имени Н. Баумана, но со
второго курса меня призвали на флот. Четыре года
на Балтике были не только службой, но и активной
работой в художественной самодеятельности.
Выступал в драматическом коллективе при доме
офицеров города Балтийска. В пьесе Б. Лавренева
«Разлом» играл матроса-анархиста. С этой моей
ролью связана довольно-таки курьезная история.
Чтобы глубже войти в образ, отрастил длинные
волосы. А военный устав, как известно, запрещает
подобные вольности. В городе меня постоянно
останавливали патрули. Тогда я с гордостью
предъявлял «охранную грамоту», выданную военным
комендантом города. В ней мне, единственному из
матросов Краснознаменного Балтийского флота,
разрешалось временно, в виде исключения, носить
длинные волосы.
– Не пытались после службы сменить профессию?
– У меня были строгие родители. Они считали, что
человек должен получить «настоящую»
специальность. Я вернулся в институт,
благополучно закончил его и распределился в одно
из московских научно-исследовательских
заведений. Но по-прежнему главным делом своей
жизни продолжал считать актерство. Еще в годы
учебы поступил по конкурсу в студенческий театр
«Наш дом» при Московском университете.
Замечательный это был театр, и коллектив
замечательный. Там начинали свою творческую
биографию многие известные ныне люди: актеры,
писатели, сценаристы. Здесь же родился и КВН. Наш
театр существовал до конца шестидесятых годов,
пока его не разогнал партком университета за
безыдейность.
– А как, собственно, вы, «бауманец», попали в
университетский театр?
– В те годы творческие коллективы существовали
при многих вузах. Они соревновались между собой
во всевозможных конкурсах и смотрах. На одном из
таких смотров у директора ДК гуманитарных
факультетов С. Дворина родилась идея собрать
«под одной крышей» самых талантливых ребят. Так
возник «Наш дом». Все участники продолжали
учиться или работать, так что репетировали в
основном по ночам. Сами инженеры, мы прекрасно
оснастили нашу сцену, придумав немало
сценических эффектов. Многие из наших
изобретений прочно вошли потом в театральную
практику.
– Вы продолжали работать инженером?
– И даже продвинулся по службе до замначальника
отдела. А что оставалось делать? Ведь в «Нашем
доме» мы работали на чистом энтузиазме, без какой-либо
оплаты. После ликвидации нашего театра я и А.
Карпов (он закончил МИСИ) подготовили и показали
номер на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В
том же конкурсе участвовал и никому тогда не
известный Г. Хазанов. Он взял первую премию, мы –
вторую. Полученный диплом дал нам право
выступать в системе Москонцерта. Еще несколько
лет я мотался с гастрольными группами по всей
стране, от Прибалтики до Дальнего Востока. Но
кочевой образ жизни мне надоел, и я решил
показаться Юрию Любимову. Юрий Петрович взял
меня в труппу Театра на Таганке, на сцене
которого я выступаю уже свыше четверти века.
– Надеюсь, в кино ваш путь к успеху был менее
тернистым.
– Не надейтесь. От первого появления на экране (это
было еще в 1967 году в полуигровой короткометражке
«Каникулы в каменном веке») прошло более десяти
лет до первой заметной моей роли в телевизионном
«Мюнхгаузене» Марка Захарова.
– После премьеры телевизионной ленты «Чародеи»
вы стали настоящим любимцем зрителей.
– Знаете, я чуть было не отказался от этой роли. В
сценарии мне не понравился мой герой. Какой-то
безымянный, почти бессловесный командированный
ходит по этажам огромного учреждения и надоедает
занятым людям, чтобы получить подпись на
накладной. Здесь нечего играть, сказал я себе. Но
мне позвонил Валентин Гафт и уговорил сниматься.
– При огромной занятости в кино и театре на хобби
времени, конечно, не остается?
– С детства увлекался футболом. До недавних пор
выходил на поле. Года три назад играл в матче
против команды ветеранов ЦСКА. Матч проводился в
память так называемой команды лейтенантов,
которую возглавлял Григорий Федотов. В ней
играли легендарные футболисты: Всеволод Бобров,
Валентин Бубукин, Вячеслав Соловьев, Валентин
Николаев... Кроме фанатиков футбола на трибунах
собрались ветераны, которые уже не могли выйти на
поле, и родственники тех, кого уже нет с нами. Я в
том матче отличился – забил гол известному
армейскому вратарю пятидесятых годов Борису
Разинскому. Но после операции, к сожалению, врачи
мне играть запретили.
– Как ваши домашние относятся к суматошному
актерскому образу жизни главы семьи?
– С пониманием относятся. Ведь у нас чисто
актерская семья. Моя жена Марина Полицеймако
тоже актриса, сын Миша закончил театральный вуз и
начинает творческую деятельность. Молчаливо
солидарны со мной и остальные члены семейства –
тибетская овчарка Рик, кошка Шура и попугай Гоша.
Тем более что Рик недавно снялся вместе со мной в
«Дог-шоу»...
– Вы один из немногих актеров старшего поколения,
активно снимающихся в так называемом новом
русском кино. В «Русском чуде», второй серии
похождений современных мошенников, вы были
уморительно смешным экстрасенсом Кошмаровским...
– В третьей серии я сниматься отказался. При
таком провальном уровне режиссуры ничего
путного получиться не может. Но в новом русском
кино делается не только кич. Снялся я в серьезных
ролях по М. Булгакову в фильмах «Роковые яйца» и
«Красный остров».
– Ваше лицо нередко мелькает в телевизионных
рекламных клипах...
– Смею вас уверить, это не только ради заработка.
Соглашаюсь сниматься, если в материале есть хотя
бы крупица драматургии.
– Семен Львович, а как родился ваш актерский
псевдоним – Фарада?
– Я снимался тогда в Душанбе в фильме режиссера
Валерия Ахадова «Вперед, гвардейцы!». Когда
пришел получать гонорар, директор
«Таджикфильма» говорит: «У нас в Таджикистане не
может быть актера с такой фамилией – Фердман». Я
пытался протестовать: «Но вот же в ведомости:
Иванов, Слуцкис...» А директор мне в ответ: «У этих
товарищей есть свои республики». Ну что тут
возразишь – логика железная. Стали думать, как
меня «перекрестить». Шарада какая-то получается
с фамилией. От этой шарады и родился Фарада, тем
более что звучало как-то по-восточному...
Геннадий ФРОЛОВ. |