Лев
ДУРОВ:
Меня расстреляли в подмосковном лесу
Лев Дуров – актер
удивительно широкого творческого диапазона.
Кажется, ему доступно все: от высокой античной
трагедии до бытового фарса. Перебирая в памяти
сыгранные им почти за пять десятилетий роли в
театре и кино, я обратил внимание на любопытный
факт. Среди этих ролей – и главных и
эпизодических – практически нет неудачных,
провальных работ. Да, слабые спектакли и фильмы
были. Но Дуров в них существует как бы в своем
собственном психологическом пространстве,
нравственной ауре замечательного российского
актера, всегда остающегося правдивым и
человечески значительным в любых предлагаемых
ему драматургией обстоятельствах.
– Лев Константинович, что новенького в вашей
жизни?
– Снялся в нескольких новых фильмах: «Танго над
пропастью», «Горячая линия», «Луной был полон
сад». Особенно интересно мне было работать в этой
последней картине, которую поставил знаменитый
питерский режиссер Виталий Мельников. Он очень
уважительно относится к актерам. Умеет создать
на площадке атмосферу, в которой люди ведут себя
очень интеллигентно. И кино получается тонкое,
изящное. Сюжет нового фильма весьма необычен.
Оказывается, даже в семьдесят лет можно
оказаться стороной любовного треугольника. Я
играю мужа героини (Зинаида Шарко), который был
когда-то репрессирован, а сейчас занимается
мемуарами. В родном Театре на Малой Бронной я –
Эзоп в спектакле «Лиса и виноград» (пьеса
Фигейредо). Есть и антрепризные спектакли. Так
что скучать некогда.
– С кем из режиссеров кино, кроме Мельникова, вам
было интересно работать в последнее время?
– С огромным удовольствием работаю с Валерием
Чиковым. Снялся в его фильме «Не валяй дурака»,
потом в картине «Не послать ли нам гонца» сыграл
деревенского дурачка. Текста на весь фильм –
всего несколько слов, зато сколько мимики и
психологии! Понравилось работать и с Владимиром
Машковым в фильме «Сирота казанская». У него как
режиссера не было почтения к тем звездам, которых
он снимал. На площадке именно он был главным, но
при этом ни разу не повысил голоса. А картина, на
мой взгляд, получилась хорошая.
– А вам, Лев Константинович, не хотелось
очутиться по другую сторону камеры? Ведь многие
артисты со временем стараются стать режиссерами.
– В театре я спектакли ставлю. Предлагали
поработать режиссером и в кино. Но как-то не
сложилось: то меня сценарий не устраивал, то сам
понимал, что не смогу снять фильм так, как
хотелось бы.
– Вы имеете какое-то отношение к знаменитой
цирковой династии?
– Сегодня стало модным отыскивать свои корни. Я
тоже занялся своим генеалогическим древом и вот
что узнал: в нашей фамилии были и знаменитая
кавалерист-девица Надежда Дурова, и цирковая
династия не менее знаменитых артистов Дуровых, и
даже генерал-губернатор, тоже Дуров, знаменитый,
правда, в основном тем, что у самого Пушкина в
карты пять тысяч рублей выиграл.
– В общем, предки у вас славные. А родители?
– Родители у меня были не знаменитыми, но
замечательными. Им со мной приходилось нелегко: в
детстве я получал двойки и постоянно дрался.
Несколько раз даже из школы исключали. Но отец
меня никогда не ругал. Максимум, на что он был
способен, – не разговаривать со мной несколько
дней. Правда, лучше бы он ругался: его молчание
было самым страшным наказанием, поскольку я его
очень уважал. По профессии отец был так
называемым мирным взрывником – он пробивал
туннели в горах, взрывал пни, когда землю
расчищали под пашню. В войну был в ополчении,
вернулся с ранением ноги. Отец никогда не пил и не
курил. И никто не слышал от него ни одного
бранного слова. Кстати говоря, с этим связана
одна любопытная история.
Однажды мы с отцом грузили дрова. Он плохо
закрепил (зачалил по-нашему) бревно, и оно рухнуло
мне на ногу, раздробив косточку на лодыжке. От
страшной боли я выругался, причем матом. Отец
потом со мной целый месяц не разговаривал, хотя
именно этот месяц я пролежал «закованным» в гипс
по его же вине.
– С отцом все понятно. А мама?
– Она была научным сотрудником военно-исторического
архива, который находился в Лефортовском дворце.
Здесь же, на территории музея, мы и жили – в
конюшне. Я не шучу, мы действительно жили в
екатерининской конюшне. Комнаты, вероятно, в
своей прошлой «жизни» были стойлами. Выглядели
они странно: длинные и узкие, словно пенал. И еще
одно яркое воспоминание из детства: один туалет
на сорок коммуналок.
– Вы были в семье единственным ребенком?
– Мода на одного ребенка появилась в нашей
стране несколько позже. Так что у моих родителей
было трое детей. Я – средний. Старшая сестра
стала журналисткой, работала на телевидении,
младшая – инженер-строитель.
– А сколько детей у вас самого?
– У меня тоже абсолютно нормальная семья, но – по
нынешним меркам. Так что ребенок всего один. Дочь.
– Если можно, расскажите о семье подробнее.
– Никаких скандальных подробностей пообещать не
могу, их просто нет. У меня чисто актерская семья.
И вот что характерно: все мы – я сам, моя жена
Ирина Кириченко, дочь Катя Дурова и даже зять
Владимир Ершов – работаем не просто на сцене, а
на одной сцене. В Театре на Малой Бронной. Старшая
внучка Катя поступила в Гуманитарный
университет на факультет религоведения. Есть еще
маленький внук Ванюшка, но он пока даже в школу не
ходит.
– Кто же главный в вашем доме?
– Главный в доме, конечно, кот Миша. Он огромный и
своенравный. Не терпит тепла и любит гулять под
дождем.
– Большинство артистов в быту абсолютно
беспомощные люди. Прямо как дети – ничего делать
не умеют...
– Это не про меня. Я с детства был родителями к
хозяйству приучен. Готовить умею и так
называемой мужской работы по дому не чураюсь. А
когда был помоложе, любил резать по дереву. Даже
мебель своими руками делал. У меня до сих пор
стоит в квартире напольная книжная полка, так ее
гости за антиквариат принимают. А сестре от моих
щедрот книжный шкаф достался. Говорят, красивый
получился.
– С руками у вас все в порядке. А с характером? Вы,
случаем, не диктатор?
– Характер у меня, так скажем, непростой, но
диктатором я бы себя не назвал. Разве что в
отношении себя самого. Я понимаю, что звучит не
слишком серьезно, но – вы только не смейтесь – у
меня очень сильная психологическая аура. Скажем,
решил бросить курить – и бросил. Сразу, в один
день, хотя до этого курил всю жизнь, с первого
класса. Те, кто знает вкус табака, поймут, что это
сделать не слишком просто. То же самое было и с
алкоголем.
– Пить тоже с первого класса начали?
– Конечно, нет. И вообще, что значит «пить»?
Сейчас мне врачи алкоголь полностью запретили,
но и раньше, когда можно было употреблять, я не
злоупотреблял. Во всяком случае «под мухой» меня
никто никогда не видел. И это при том, что от
застолий и всякого рода артистических фуршетов я
никогда не отказывался. Вино, как говорится, меня
не брало. Хотя я бы сказал по-другому: это я не
позволял ему брать верх над собой. Кстати, на мой
взгляд, именно сила воли помогла мне выжить после
инсульта. И не просто выжить, но и вернуться на
сцену.
– Давайте от грустного к веселому. Припомните
какой-нибудь курьезный случай, произошедший на
съемках.
– Курьезов в нашем кино до сих пор хватает. Помню,
снимали мы на улицах Львова сериал «Три
мушкетера», где я играл капитана Де Тревиля.
Считается, что лошади дальтоники, но теперь точно
знаю: это неправда. Мою лошадь, например,
раздражал голубой цвет. Она начинала беситься,
когда видела актеров и массовку в голубых
мундирах. А заменить ее в разгар съемок было уже
нельзя. Однажды в один такой момент она меня
понесла. Я вылетел на ней на главную улицу города.
– Представляю выражение лиц автомобилистов и
прохожих...
– Да, выражение было то еще. Я – среди машин, в
шляпе с перьями, шпага на боку, кресты на спине и
груди. Скачу, делаю вид, что так и надо. Вижу,
впереди милиционер-регулировщик. Я выбросил руку
налево, для поворота, он ошалевшими глазами
посмотрел на меня, остановил движение и показал
жезлом, что я могу поворачивать. Кое-как сумел
повернуть лошадь и поехал обратно. Сделал круг и
вернулся во двор замка, где мы снимали. А там уже
царила паника. Пришлось сказать, что я просто
размялся и лошадь разогрел.
– Съемки, сцена – это замечательно. А как вы
отдыхаете?
– Никак. Я лет двенадцать не имел того, что
нормальные люди называют отпуском.
– А как же зарубежные поездки?
– Вот этим кино и замечательно: оно дает актеру
возможность поездить по миру. Людей, что
называется, посмотреть и себя показать. И немного
отдохнуть заодно. Вот мне и посчастливилось
поездить.
– И где больше всего понравилось?
– А везде. В Америке, Мексике, Сингапуре, Англии и
во многих других местах. А вот в ГДР меня в свое
время не пустили.
– Почему?
– Я тогда снимался в «Семнадцати мгновениях
весны» в роли Клауса – провокатора, если помните.
Съемки должны были продолжаться в ГДР,
предстояла командировка. А в те времена –
некоторые читатели наверняка на себе это
испытали – каждый гражданин, собиравшийся
выехать за рубеж, в обязательном порядке
проходил множество проверок. Ну про гэбэшные и
прочие проверки я рассказывать не буду. Меня
срезали на другой – на проверке лояльности к
советской власти и идеологической подкованности.
– Вы оказались настолько нелояльны?
– Все было гораздо проще. Проходили эти проверки
в райкоме партии. Каждого выставляли посреди
комнаты и задавали разные каверзные вопросы.
Вызвали на комиссию и меня. Сесть, естественно,
никто не предложил. Простояв, как дурак,
некоторое время, я, что называется, начал
заводиться. А тут как раз одна строгая партийная
дама соизволила поинтересоваться, что
изображено на нашем государственном флаге. Ну я,
конечно, не моргнув глазом, и ответил: «Череп и
кости». У всех просто челюсти отпали. После
неловкой паузы какой-то добрый старичок
попытался спасти положение и задал «более
легкий» вопрос (они вообще, похоже, на дебилов
были рассчитаны): «Перечислите столицы союзных
республик». Он, наверное, мне помочь хотел. А мне
уже вожжа под хвост попала. «Тамбов, – говорю, –
Новосибирск, Тула и эта, как ее, Малаховка».
– И чем все это закончилось?
– Убийством в подмосковном лесу.
– И кого там убили?
– Меня. В ГДР я, естественно, не поехал, так что
пришлось Штирлицу убивать Клауса не в Германии
времен Второй мировой войны, а в мирном
Подмосковье.
Вел интервью
Геннадий ФРОЛОВ. |