|
Больше,
чем Саблин, в той
ситуации мог
сделать только
Господь Бог |
Командир
электро-механической
боевой части на
подводных кораблях -
фигура знаковая.
Именно поэтому в
отечественном флоте
только командиры БЧ-5
имели право на ношение
нагрудных знаков
"Командир подводной
лодки". Командиром
электро-механической
боевой части на
"Курске" был
капитан 2-го ранга Юрий
Саблин.
Родом Юра из
Севастополя, города,
где такие понятия, как
честь, долг и флот,
приходят к мальчишкам
с молоком матери. Отец
Юры, Борис
Александрович, до
выхода на пенсию был
офицером-подводником,
мама, Галина
Афанасьевна, всю жизнь
проработала в
воинской части
Черноморского флота. А
потому после
окончания средней
школы перед их сыном
не стояло вопроса,
куда идти. Конечно же,
учиться на подводника!
Так Юрий стал
курсантом
Севастопольского
высшего
военно-морского
инженерного училища.
Затем были атомные
лодки Северного флота
и трудное восхождение
по ступеням
электромеханической
службы: вначале
командир группы, затем
командир дивизиона и
наконец командир
боевой части. Из
офицерской аттестации
капитана 2-го ранга Ю.
Б. Саблина:
"Высокодисциплинированный,
исполнительный и
трудолюбивый.
Ревностно, с чувством
высокой
ответственности
относится к
исполнению служебного
долга. Командирские
качества развиты
хорошо. Обладает
командирским тактом.
Свое мнение не
скрывает. Всегда дает
правильную
критическую оценку
негативным явлениям.
На критику реагирует
правильно. В работе
организован и
самостоятелен".
А вот что говорит о
Юрии Саблине хорошо
его знавший командир
соседней подводной
лодки капитан 1-го
ранга Владимир
Соколов: "Юра Саблин
всегда отличался
каким-то особым
обаянием. От него
исходил заряд
бодрости, и я никогда
не видел его унылым. В
экипаже его звали
уважительно - ЮрБор, то
есть Юрий Борисович. В
свою очередь он всех
матросов называл
ласково и по-отечески
"потапами".
Такого механика, как
Саблин, мечтал бы
иметь любой командир.
С таким специалистом
можно было спать
спокойно! Мне кажется,
что у него не было иных
увлечений, кроме
службы. Все служебное
и свободное время он
посвящал только ей. А
как учил лейтенантов!
С тех только пух летел!
Заставлял изучать
корабль до последней
гайки! Но уж зато тот,
кто проходил его
школу, мог уже все. При
этом он не только
спрашивал, он учил,
терпеливо и
планомерно".
Своими феноменальными
знаниями Юра Саблин
потряс всех еще в
учебном центре в
Обнинске, где обучался
его экипаж. Не было
случая, чтобы он не
ответил хотя бы на
один из заданных ему
вопросов, причем
отвечал всегда не
задумываясь.
"Ощущение было
такое, - вспоминает
один из его старых
сослуживцев, - что он
заранее знал, что и
когда у него спросят. А
потому я твердо
уверен, когда
случилась беда с
кораблем, Юра сделал
все от него зависящее.
Больше него мог в той
ситуации сделать
только Господь Бог".
В одном из кабинетов
штаба
7-й дивизии офицеры
поделились со мной
своими воспоминаниями
о механике с
"Курска":
"Таких механиков мы
больше не встречали.
Юра всех всегда
называл на "вы",
даже матросов. Он был
не просто
требователен, а
сверхтребователен. Мы
даже смеялись над
"курянами": "Ну
у вас механик и гайки
закручивает!"
Главный его конек был -
борьба за живучесть.
На "Курске" за
живучесть боролись
постоянно, причем с
фактическим
разматыванием катушек
ВПЛ. Юра добивался,
чтобы каждый офицер
умел не только
бороться сам, но и
руководить борьбой.
Особо он тренировал
командиров отсеков.
Они, бедолаги, не знали
покоя ни днем ни
ночью".
Служба забирала все
свободное время этого
незаурядного офицера,
а потому женился Юра
относительно поздно,
только в 1999 году. С
женой Ириной они не
прожили вместе и
года...
После боевой службы,
осенью 2000 года, Юрий
Саблин планировался
командованием на
должность заместителя
начальника
электромеханической
службы дивизии. Теперь
он им уже никогда не
будет. Вся жизнь Юрия
Саблина укладывалась
в весьма лаконичную
формулу: долг, флот,
профессионализм. Он и
был профессионалом
самого высокого
класса, человеком
долга и патриотом
флота.
Владимир ШИГИН.
|