Девушки на сцене были словно из
сказки. Грациозно проплыла индианка. Исполнила
танец живота турчанка. Мелкими шажками
просеменила китаянка... Так проходил конкурс
«Умница-рукодельница» в Рязанской
воспитательной колонии. И все его участницы –
заключенные, отбывающие за колючкой разные сроки
за совершенные преступления.
Например, похожая на профессиональную
манекенщицу Ольга Л. попала сюда за участие в
групповом убийстве на молодежной тусовке в
компании наркоманов.
– Как это ни парадоксально выглядит, – говорит
«мама» (начальница этих девушек), – активнее
самовыражаются в самодеятельности именно
девочки, отбывающие наказание за тяжкие
преступления. Они энергичнее, настойчивее,
целеустремленнее.
И можно без натяжки добавить, что они
симпатичнее. Встретишь такую на улице и можно шею
свернуть, оборачиваясь. Никогда бы не подумал,
что стройная брюнетка, томно опустившая глаза,
когда председатель жюри назвал ее номер
победительницы в одной из номинаций, оказалась в
колонии за групповой вооруженный грабеж.
Подельники использовали ее на все сто процентов.
Девица голосовала на дороге. Какой водитель не
подвезет красивую незнакомку? Называла адрес в
глухом дворе. Когда машина заезжала туда и
останавливалась, подключались несколько
накачанных ребят, владеющих приемами
рукопашного боя (двое из них раньше служили в
десанте, один в спецназе).
– Откуда у конкурсанток такие костюмы? –
поинтересовался у «мамы».
– Сами шили, – не без гордости заметила майор
внутренней службы. – У нас же здесь свое швейное
производство.
– Об этом я слышал, как и о том, что шьют ваши
девушки в основном рабочую одежду, а тут прямо
наряды для подиума моделей. Кимоно вашей
китаяночки аж золотой ниткой шито. Откуда деньги?
– Кому-то материалы прислали в посылках родные.
Кому-то помогли их приобрести наши спонсоры,
попечители...
Современная женская колония разительно
отличается от той, что была десять и даже пять лет
назад. Например, еще вчера все зечки были, можно
сказать, на одно лицо. Им запрещалось
пользоваться косметикой. Одежда осужденных
должна была быть только строгого, казенного
образца, а это – косынка, фуфайка, юбка (халат),
чулки – все одного темного цвета. На ногах –
ботинки-кирзачи. Сегодня женщинам разрешили
косметику, сняли ограничения по одежде.
Как-то во дворе локальной зоны увидел такую
картину: идет симпатичная дама в норковой шубе.
На ногах модные сапожки. Прическа и макияж –
соответствующие. Рядом – другая, в рабочей
одежде. Подумал: сотрудница сопровождает
осужденную (но почему тогда не в форме?).
Оказалось, нет. Это шли две зечки – помощник
библиотекаря и дежурная по отряду.
...Очередная конкурсантка грациозно двигалась по
сцене. Сделает шаг, и наряд переливается чуть не
всеми цветами радуги. Легкий шифон «вздыхает» с
каждым ее движением. Под легкой полупрозрачной
тканью трепещет молодое тело.
– Красивая девушка, – не удержался кто-то рядом.
– И вам Вика нравится? – перехватила мой взгляд
«мама».
– Конечно.
– Срок она у нас отбывает за изнасилование...
Вика К. из обеспеченной семьи. Ее папа бывший
партийный секретарь в прошлом и директор
совместного предприятия в настоящем. Мама –
заведующая секцией в городском торговом отделе.
Воспитанием дочки оба родителя занимались абы
как. Вот она и выросла, как дикая роза, – красивой
и колючей, самостоятельной и властной. В любой
компании Вика стремилась быть лидером. Лучшими
друзьями стали дворовые рокеры. И в школе, и в
университете, на журфаке, Вика училась в основном
на троечки. Пятерки были только по литературе.
Она обожала стихи. Потрепанный томик Есенина
постоянно носила с собой. Сама стала писать.
Получалось очень неплохо.
И вдруг – срыв. Вика влюбилась в парня. Какое-то
время они встречались, пока на вечеринке тот не
познакомился с ее подругой, полной
противоположностью: отзывчивой, мягкой, но при
этом не менее красивой.
Месть Вики была жестокой. Она подговорила парней
изнасиловать ее подружку. Сама все подстроила.
Пригласила девушку в загородный дом своих
родителей, а там вместо обещанных
университетских друзей оказались крутые ребята
в кожанках.
Конкурс продолжался. Девушки старались в
образной форме передать то, что долго заучивали
чуть ли не наизусть. Так, например, Лена И.
пояснила, что русский национальный костюм ей по
душе, потому что она родилась в Москве. Она
назвала свое творение «ладушка». В старину этим
словом называли возлюбленных.
А «мама» рассказала, что и в колонию Лена попала
из-за любви, сначала к парню, а потом к наркотикам.
Тоже, кстати, девочка из благополучной семьи.
Богатые родители трижды «отмазывали» ее от
тюрьмы, когда она попадалась на молодежных
тусовках с зельем. Родители положили ее в платное
отделение наркологического диспансера, ее
оттуда выкрали друзья-наркоманы. После
очередного залета с зельем следователь
посоветовал по-доброму: мол, для вашего чада
самое лучшее – это тюрьма. Там точно не выкрадут
и обеспечат полную изоляцию от наркоты. Так и
получилось. Мать, приезжавшая на свидания,
нарадоваться не могла на своего ребенка. У Лены
исчезла серость на лице, чернота под глазами. Она
стала общительнее, добрее. С желанием делилась
тем, чем живет в отряде. А когда началась
подготовка к конкурсу, девушка и вовсе расцвела.
Конкурс продолжался, и жюри нужно было назвать
лучших. Кстати, в его состав помимо сотрудников
колонии входили также гости, представители
попечительских и спонсорских организаций. Почти
в центре сидел пожилой, суховатый мужчина с
короткой стрижкой. В его облике было что-то
знакомое. Понял: лица с таким застывшим
выражением я видел в колонии строгого режима, где
отбывали наказание рецидивисты.
– Кто это? – спросил у «мамы».
– Наш благодетель. Президент попечительского
фонда... В прошлом неоднократно отбывал наказание
в местах не столь отдаленных в основном за кражи.
В начале 90-х освободился и с тех пор – уважаемый
человек, коммерсант, меценат. Ему больше всех
понравилась девушка-россиянка. Он персонально ей
преподнес огромный букет роз и шикарный набор
косметических принадлежностей.
...Праздник в воспитательной колонии помогли
местной администрации устроить представители
различных благотворительных организаций. В их
числе центр социального развития и самозащиты
«Перспектива» – заместитель директора Т.
Головкина, фонды «Милосердие» (Ю. Рыбаков) и
«Мужество и гуманизм» (В. Кривородченко).
Петр АЛЕКСЕЕВ.
Фото автора.
|
|