Последний
полет Валерия Чкалова
Горят дрова, витают слухи, клубится дым от
шашлыков
Я живу на Хорошевском шоссе – рядом с
Ходынским полем и располагавшимся на нем бывшим
Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе. В двух
шагах от моего дома установлен камень,
считающийся официальным памятником великому
русскому летчику Валерию Чкалову, разбившемуся
на этом месте. Но о данном
«монументе» и окружающей его базарно-рыночной
действительности потом.
А пока начну с... конца.
Сначала мороз, потом долгий туман
«Краткое сообщение» из ЦК ВКП(б) от 15 декабря 1938
года гласило, что «не доходя до аэродрома один-полтора
километра с высоты около ста метров самолет
Чкалова сделал вираж влево и скрылся за
постройками. Самолет обнаружен на территории
дровяного склада. При снижении он зацепил и
оборвал провода и, развернувшись, врезался в кучу
дровяных отходов. При ударе Чкалова выбросило
вперед на 10 – 15 метров вместе с хвостовой частью
фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть
самолета разбита. Товарищ Чкалов был тотчас же
взят еще живым работниками склада и доставлен в
Боткинскую больницу, где скончался через
несколько минут».
...Десятилетия прошли с тех пор. Давно сгорели
бревна с того злосчастного дровяного склада; на
месте аэродрома строятся долларовые, элитные,
высотные «домишки»; в перспективе – толкучка,
барахолка.
Словом, обычная российская «купи-продажная»
действительность. Но слухи о загадочной гибели
«сокола XX века» продолжают витать в, казалось бы,
пропитанном склерозом беспамятном воздухе.
...Несколько месяцев назад вышла в свет небольшая
книга «Чкалов без грифа «Секретно», написанная
дочерью выдающегося аса на основании в основном
архивных источников и документов. Она собрала
обширнейший фактический материал, проливающий
свет на многие обстоятельства подготовки к
роковому полету. А самое главное, на атмосферу
времени и имевшие место в 30-х, как принято сейчас
говорить, «подковерные игры».
Из исследователей того исторического
авиационного периода хочу отметить еще писателя
и дотошного «архивариуса» Анатолия Демина, не
один год жизни отдавшего рассекречиванию
последнего чкаловского полета.
Высвечиваются две стороны медали – техническая
и партийно-чекистская. Дабы не уводить читателя в
дебри инженерных и конструкторских расчетов,
первой я коснусь лишь вкратце. Итак, различные
проверяющие, расследовавшие причины аварии,
грешили в основном на отказ новеньких, только-только
входивших в моду и недостаточно надежных
убирающихся шасси; на недостатки опытного,
неотработанного двигателя; на сыгравший якобы
роковую роль сильный мороз (по документам, в тот
день он перевалил за двадцать градусов) и т.д.
Брызги от «воздушного тоста» вождю
Почему Чкалов не довернул примерно на 50 – 60
градусов и не сел на Хорошевское шоссе, а
врезался в штабеля бревен и отходов на участке
дровяного склада? Довернуть, отмечают
профессионалы, было чрезвычайно сложно. Дело в
том, что к 1938 году тут построили четырехэтажные
школы и шестиэтажное здание из красного кирпича.
Вписаться между ними на «нелетучей»,
экспериментальной машине, которую испытывал
Чкалов, на высоте нескольких десятков метров
было практически невозможно. Невозможно, не
подвергая риску жизни десятков людей.
Знаменитый коллега Чкалова Г. Байдуков говорил,
что на месте Валерия он также постарался бы сесть
на крышу деревянного строения, каким был лесной
склад. В 20 – 30-е годы так учили летчиков на
тихоходных самолетах. Потеря скорости и
вертикальное падение плашмя («парашютирование»)
на «шапку» дома с высоты 10 – 15 метров позволяло
пилоту разбитой машины в большинстве случаев
остаться живым.
Так-то оно так, однако Чкалов ведь не «черепахой»
управлял, а «гепардом» – скоростным И-180. А на нем
подобный прием «от дедушек» ничего не
гарантировал.
...Много и долгие годы говорили о торопливости
Чкалова и его начальства, стремившихся
«отметиться» в воздухе к 21 декабря – очередному
дню рождения т. Сталина. За несколько лет до этого
«лучший друг советских летчиков» был страшно
расстроен трагической гибелью самолета-гиганта
«Максим Горький» (в катастрофе, кстати, обвиняли
близкого товарища Чкалова Николая Благина). А
потому все стремились реабилитироваться и
«козырнуть» вождю, сказать ему своего рода
«воздушный тост».
Никто не хотел быть «стрелочником»
Правда это или нет, трудно сегодня судить. Но то,
что после гибели Чкалова работали две аварийные
комиссии – не только техническая, но и
политическая, – абсолютно точно. Среди
документов обращает на себя внимание огромное
число бумаг от «сигнализировавших» и
«предупреждавших», а фактически
перестраховывавшихся на случай возможной
неудачи. В итоге получилось так, что рапортовать
и сделать подарок Сталину хотели все, а
репрессировал «вовремя не доложивших» четырех
«стрелочников».
Уже упоминавшийся писатель и архивист Анатолий
Демин рассказывает:
– Известный разведчик-нелегал генерал НКВД П.
Сухоплатов упоминал о расстреле охранника
Чкалова. Такое свидетельство наводит на мысль о
политическом убийстве. Дело в том, что ни
знаменитым летчиком, ни даже народным героям в те
времена охрана не полагалась. Охраняли только
наркомов, их заместителей и выше.
Возможно, отсюда и возникла версия о том, что
Чкалов «по совместительству» был одним из
заместителей наркома НКВД Н. Ежова и именно им
Сталин хотел заменить последнего. Но эта версия
плохо вяжется с практикой тех лет, когда наркомов
убирали вместе со всеми заместителями.
По другим данным, расстреляли двух офицеров НКВД,
просто накануне засидевшихся заполночь в гостях
у Чкалова.
Гибель великого летчика, народного героя, всегда
вызывала массу слухов, легенд и кривотолков.
Меньше всего хотелось бы, чтобы данная
публикация воспринималась как попытка бросить
тень сомнения на славу Чкалова, украсившего
историю нашей авиации блестящими рекордными
перелетами и филигранным высшим пилотажем.
Еще один великий летчик того времени М. Громов,
уже после войны вновь участвовавший в разборе
этой трагедии, подтвердил свое мнение, сказав,
что если говорить о виновных, то винить можно
только конструктора, позволившего вылететь на
таком самолете.
...На месте гибели Валерия Чкалова сначала
установили так называемый закладной камень.
Затем, 12 августа 1999 года, в День воздушного флота
России, камень чуть сдвинули, обнесли оградкой,
обложили цветами и стали гордо именовать
Памятником.
А рядом, буквально в десяти метрах (!) «радует
глаз» мангал, на котором дымится шашлык, тут же
готовятся чебуреки от кафе «Лола». Хорошо хоть не
назвали это заведение «Лола и Валера» или
«Чебуреки от Чкалова».
У славного героя авиации есть достойный памятник
– на его Родине, на высоком берегу Волги в Нижнем
Новгороде. Но, думается, и столица, ставшая вторым
домом создателя школы высшего пилотажа, могла бы
по-иному чтить его заслуги.
Олег БОРИСОВ. |