Книжная лавка
Пентхауз
Вы - очевидец
Фактор успеха
Рекламный отдел





Дамская комната Sex-пункт Карикатуры Анекдоты от МГ Об издании

С петлей на шее. Бензиновой…

Прежде чем приступить к написанию этого материала, я объездил, верно, десятка полтора московских бензоколонок, чуть меньше – в Подмосковье. Мне казалось, что хоть на одной из них я увижу нечто похожее на протест. Протест против безумного роста цен на бензин. Роста неслыханного – более чем на тридцать процентов.
Надо ли говорить, что ничего подобного я не увидел. Ну матерились мужики, доставая из бумажника деньги, костерили власти... Знакомая «королева бензоколонки» поделилась впечатлениями.

– Самые бурные эмоции выплескивали люди в первые три дня после подорожания. Причем доставалось главным образом нам... Говорю: мужики, не по адресу гнев, не мы цены определяем. Это же работа нефтяных олигархов под «крышей» правительства. И слушать не хотели: все вы одним миром мазаны, все грабите нас.
– А разве это не так?
– Ну разумеется, и хозяева бензоколонок очень довольны подорожанием – прибыли скакнули, как они и мечтать не могли. Нам кое-что с барского стола перепадает. Но поверьте, эти деньги меня лично не радуют. Жутко наблюдать, как человек долго роется в карманах, отыскивает мелочь, подходит к окошечку: «Шесть с половиной литров нальете?»
Такого никогда прежде не бывало. Брали, минимум, десять, чаще двадцать литров, а в большинстве наливали бак до упора.
Легко сказать: до упора. Бак моей «четверки» – если до упора – вмещает сорок литров. Простое арифметическое действие: 8 рублей 30 копеек (средняя цена в Москве одного литра самого ходового бензина Аи-92) умножаем на сорок и получим сумму – 332 рубля. Еще полтора месяца назад я платил за полный бак 244 рубля в Москве, а коль выезжал за кольцевую дорогу, то и 232 рублей доставало. Этого самого бака мне едва-едва хватает на неделю. Значит, ежемесячно у меня отнимают четыреста рублей. А во что обошлась «новация» владельцам «Волг», которая «жрет» бензина в полтора раза больше «Жигулей».
Я сейчас умышленно не беру в расчет автомобилистов-пенсионеров – ясно, что новые цены намертво приякорили их машины к стоянкам. Представляете, во сколько обойдется им теперь доставка килограмма картошки или морковки с дачного участка в Москву?
У меня за пазухой приготовлен пример ярче. Знакомьтесь: доктор технических наук, профессор Московского университета стали и сплавов Александр Медведев. Первую свою машину он купил лет еще двадцать назад, когда ученым платили достойную зарплату. Шли годы, металл его «Жигулей» превратился в кружева и тормозить профессор мог ногами, не вылезая из-за руля. О новой машине, начиная с перестроечных времен, он и мечтать не мог. Но вот Александру повезло: талантливого ученого и педагога заметили иностранные коллеги и ему в течение года платил стипендию Фонд Сороса. Денег этих хватило на приобретение новеньких «Жигулей». Спрашиваю его днями: «Ну как новая машина?» – «А что с ней может сделаться, – отвечает, – стоит машина, не может она двигаться без бензина». И еще добавил профессор: «Обидно, что на ровном месте произошло совершенно дикое повышение цен».
«Прав металлург Медведев, именно на ровном месте, без серьезных оснований взлетели цены на бензин, – это мнение доктора экономических наук, профессора, члена-корреспондента Российской инженерной Академии Владимира Никишова. – И меня ни в чем не убеждают заоблачные мировые цены на нефть. Внутренние цены на бензин должны регулироваться государством. И делается это очень просто – с помощью квот на экспорт, налоговой политики и действенного контроля».
Несколько лет назад я брал интервью у академика Святослава Федорова, баллотировавшегося в президенты России. Великий офтальмолог тогда сказал:
«Рынок – это вовсе не базар, который выпестовывает команда реформаторов. Государство обязано держать под жестким контролем цены на металл и энергоносители. В противном случае мы получим анархию. Скажите, по какой такой логике мы, жители нефтедобывающей страны, должны соотносить цены на бензин с ценами в странах, где нет ни одной нефтяной скважины? Не платит же за операцию у меня в клинике россиянин столько, сколько приходится платить американцу в США».
Совсем недавно вернулся из Ирака депутат Мосгордумы Николай Московченко, где он находился в составе какой-то делегации. Спрашиваю его о впечатлениях – страна считается экзотической. Отвечает:
– Докладываю об экзотике. Литр высокооктанового бензина в Ираке стоит 10 центов – в три с лишним раза дешевле, чем у нас.
– Наверное, не от хорошей жизни экспорт иракской нефти ограничен мировым сообществом?
– Ну нет, цены на бензин в Ираке никак не зависят и никогда не зависели от величины экспорта, а соотносятся лишь со здравым смыслом и покупательной способностью населения. Саддам Хусейн, каким бы диктатором он ни был, прекрасно понимает, что нельзя народ доводить до края. От резкого роста цен на горючее вековые демократии даже затрещали...
Верно – затрещали. Великобритания, к примеру. Вспомните: наше телевидение регулярно показывало блокированные большегрузными автомобилями магистрали, митингующих водителей. Протестантов поддержала вся страна, не секрет же, что от цен на перевозки напрямую зависят цены на все без исключения товары. Критическая ситуация заставила премьер-министра Тони Блэра прервать отпуск и срочно вернуться в Лондон, чтобы загасить полыхающий нефтепожар. Политологи считают, что он запоздал с принятием мер на 24 часа! И это стоило лейбористам поста премьера – на скорых выборах не только сам Тони Блэр, но и любой его коллега по партии не имеет шансов на успех.
А что у нас? Ничего ровным счетом. Ни один волос не покинул головы премьера Михаила Касьянова или президента Владимира Путина. Они даже не удосужились объяснить людям: по какой такой причине произошло столь резкое повышение цен на горючее? А вместе с ним – еще большее обнищание граждан страны. Не сделали же этого по той простой причине, что хорошо знают свой народ. Мы же не англичане, не потребуем к ответу правителей. Тем более что при хорошо прикормленных политических и профсоюзных лидерах можно действовать без оглядки. Что мы и наблюдаем.
Ну и последнее: следует ли ожидать в ближайшее время очередного повышения цен на горючее? С этим вопросом я обратился к исполнительному директору Московской топливной ассоциации Григорию Сергиенко. Во-первых, сказал Григорий Павлович, что цены на бензин в разных регионах страны заметно разнятся. Если литр бензина марки Аи-92 в Тюмени стоит 7 руб. 70 коп., в Тольятти – 8 руб., то рекордная цена держится в Санкт-Петербурге – 9 руб. 32 коп.
Что день грядущий нам готовит? Трехкратное повышение акцизов смягчается сокращением других налогов. И в результате цены на дизельное топливо и низкооктановые сорта бензина даже уменьшатся соответственно на 6,7 и 1,9 процента. Цена на высокооктановый бензин (включая Аи-92) должна возрасти на 1,6 процента.
Комментировать эти данные не имеет смысла. Хочу лишь привести слова бывшего кандидата в президенты России Евгения Савостьянова: «Известно, что запасов нефти у нас хватит еще лет на пятьдесят. Представьте на минуту, что ученые через год-два изобретут искусственное топливо, которое будет экономичнее и эффективнее нефти. Тогда Россия немедля превратится в самую нищую в мире страну». Может быть, именно по этой причине наши олигархи спешат как можно больше и быстрее выкачать из нефти долларов? Чтобы их личные судьбы никак не зависели от судьбы страны. И какое им дело до того, что эти доллары все туже затягивают бензиновую петлю на шее сограждан.

«Паленое» топливо

Все вокруг «паленое» – водка, «Буратино», джинсы... А уж бензин – тем более. Недавно по распоряжению мэра в столице было проверено качество продукции АЭС: 40 процентов дизельного топлива и 27 процентов бензина оказались некачественными. А в Подмосковье, где этот бизнес покруче, «левое» топливо занимает 46 процентов рынка. Впрочем, там, где снимался сериал «Бандитский Петербург», доля суррогатного бензина достигала 70 процентов.

Комментирует кандидат технических наук Сергей Линев:
В последнее время с нефтяного рынка все чаще приходят тревожные вести. В Западной Европе разразился бензиновый кризис, из-за чего водители-профессионалы устроили демонстрации, требуя от правительства, к примеру во Франции, снижения цен, а автолюбители, дескать, пусть расплачиваются за топливо по полной программе. А между тем мировые цены за баррель нефти все увеличиваются, круша прежние рекорды. Российские нефтедобывающие компании тоже стремятся воспользоваться ситуацией и как можно больше своей продукции сбыть за границу. Да и государству это выгодно – увеличиваются поступления от нефтеэкспорта в бюджет. На этом фоне скачут вверх и внутренние цены на топливо. Одно из оправданий – «сезонный спрос». Так, во всяком случае, прокомментировал ситуацию на рынке бензина вице-премьер Виктор Христенко. И даже назвал колебания цен «весьма незначительными», всего несколько процентов.
Между тем примерно в четверти российских регионов бензин в дефиците. Во-первых, топливо добывается и перерабатывается далеко не повсеместно, а, как правило, в местах весьма отдаленных, так что транспортная составляющая в его цене весьма высока. По этой же причине (за морем телушка – полушка...) растут транспортные услуги, которые занимают весомую долю в производстве и реализации широчайшего круга товаров. Взять тот же хлеб. Мало того, что сейчас еще идет уборка урожая (осталось собрать около трети) и вовсю гудят трактора и комбайны. Зерно везут на элеваторы, потом на мельницы, оттуда муку – в пекарни и далее – в магазины готовые батоны. И всюду нужно каждый день наполнять баки бензином или соляркой, что неизбежно приводит к перерасчету калькуляций и удорожанию работ и услуг как по всей цепочке, так и в производстве конечного продукта. А хлеб, в свою очередь, тоже индикатор рыночных цен.
Может, оно и хорошо, что члены правительства не подвержены панике. Однако им должны бы докладывать о том, что российские торговцы топливом под шумок кризиса все больше заправляют наши машины «паленым» бензином. Тут ситуация сродни алкогольному «фронту», где широко используется технический спирт. А здесь – прямогонный, или технический, бензин с низким – 50 – 60 – октановым числом, поднимать которое с помощью присадок давно наловчились неразборчивые в средствах хозяева АЗС.
Насколько этот фальсифицированный бензин вреден для автомобильных двигателей, хорошо знают сами водители. Я уже не говорю о вреде, наносимом таким топливом окружающей среде. Вполне оправданны меры, принимаемые местными властями к владельцам бензоколонок, торгующих поддельным товаром. Но к каждой бензоколонке милиционера не приставишь. А если и приставишь? Ведь торговец «паленым» бензином выигрывает до 50 процентов его стоимости. Еще Карл Маркс открыл нам глаза на неимоверные подлости, на которые пойдет капиталист из-за такой прибыли...
Контролировать, конечно, нужно, и строго. А тем, кто занят продажей автомобильного топлива, надо знать совершенно очевидно, что скоро власти найдут на них управу. Ведь по экспертным оценкам, за последние пять месяцев выпуск прямогонного бензина увеличился на 40 процентов, тогда как его потребление на предприятиях нефтехимии, для которых он, собственно, и выпускается, лишь на несколько процентов. «Река» технического бензина должна быть направлена строго к основному потребителю. Для этого будет введен акциз на технический бензин, а по использованию этого продукта по прямому назначению акциз будет возвращаться предприятиям нефтехимии.
Такие вот перемены ожидают рынок автомобильного топлива. Теперь все зависит от правительства и Государственной думы, которые помогут рождению соответствующего закона. Можно ожидать, что с ужесточением контроля за качеством топлива на АЗС такой закон облегчит жизнь автомобилистам, которые пекутся о «здоровье» своих двигателей. А вот владельцам всяких там развалюх, которые уже привыкли заправляться чем попало, эти меры, конечно, ударят по карману.

Николай ОЛЕЙНИКОВ.


Сайт создан в системе uCoz