|
Светлана
Варгузова:
Я уже умею быть
молодой |
Анжель,
Ганна, Розалинда,
Пенелопа, Сильва,
Марица, Галатея,
Теодора... Легче
перечислить те два-три
названия спектакля, в
которых она не занята,
чем те, в которых она
выходит на сцену.
Потому что народная
артистка России
Светлана Варгузова -
певица оперетты,
исполняющая первые
роли. Другими словами,
примадонна
Московского
государственного
академического театра
оперетты.
- Светлана
Павловна, что для вас
значит оперетта?
- Оперетту любила с
детства.
- Пытались петь в
самодеятельности?
- Нет, я не пела в
самодеятельности. Но
мама мне рассказывала,
что я пела с детского
сада. В школьном хоре
была солисткой.
Начиная с шестого
класса, я пела в хоре
Дунаевского (брат
известного
композитора). Это был
детский
профессиональный
коллектив. Мы
записывали на радио
пионерские песни. У
нас был дом
звукозаписи. К нам
приходили
профессиональные
композиторы. Так что
самодеятельности не
было. Была
профессиональная
работа - нас приучали к
высокому
профессиональному
уровню. А потом я
поступила в
Гнесинское училище на
вокальное отделение.
Затем преподаватели
мне сказали: "Кроме
вокала, будешь учиться
еще актерскому
мастерству". Я была
еще стройна, хорошо
танцевала, а ведь
оперетта - жанр
синтетический.
Необходимо уметь
танцевать, петь на
высоком уровне.
- Ваши родители были
музыкантами?
- Нет, мои родители
никакого отношения не
имели ни к сцене, ни
музыке. Но когда моя
мама была еще
незамужем, к ней
подошла цыганка на
улице и предсказала,
что у нее родится дочь,
которая будет
знаменита. Я выросла в
простой советской
семье. Папа - инженер,
мама - служащая. У нас в
роду до меня артистов
не было. Но, начиная с
раннего возраста, меня
опекали, растили
певицей. Маме говорили
и в детском саду, и в
школе, что надо
девочку учить пению. И
благодаря участию со
стороны взрослых я
стала артисткой.
- И все гладко
складывалось в
карьере?
- Наверное, да. Сама я
не задумывалась. Мне
нравилось петь, и я
пела. Благодаря
окружающим меня людям
я выстроила свой путь.
И в театре мне
помогали, как могли.
Растили, как талант.
Конечно, никто меня
особо не пестовал, но
главное - давали
работу. Хотя бывает по-разному.
Например, режиссер
дает возможность -
роль, а у молодого
артиста ничего не
получается. Еще раз
дают возможность - и
снова разочарование. А
мне дали роль -
получилось. Второй раз
дали - опять
получилось. Провалов у
меня никогда не было.
Режиссер у нас был
замечательный -
Георгий Павлович
Ансимов. Когда-то он
возглавлял нашу
труппу. Сейчас он
профессор, декан
музыкального театра в
ГИТИСе, народный
артист. Так вот он
давал возможность
раскрыться таланту и
был великолепным
педагогом. Он вырастил
не одного артиста...
- Вы тоже занялись
преподавательской
деятельностью?
- Я начала преподавать
в
ГИТИСе вокал. Но
особой эйфории от
этого у меня нет.
Потому что педагогика
- большой труд.
Стараешься вложить в
каждого студента все
силы, а материальной
отдачи - никакой. И
если раньше я
чувствовала себя
обеспеченным
человеком, то сейчас,
несмотря на звание "народный",
артист может
оказаться нищим. Как,
например, некоторые
артисты кино, которые
поднимали русское
искусство, жизнь
отдавали за него, а
умирают в полной
нищете. Я пока не
бедствую, но мысли
нехорошие...
- Неужели оперетта не
наложила на вас свой
отпечаток?
- Оперетта - точно! Я не
унываю. Ведь еще
Григорий Маркович
Ярон, патриарх жанра,
основатель нашего
театра, сказал: "Оперетта
- это искусство
молодых и умеющих быть
молодыми". Вот я уже
умею быть молодой. (Смеется.)
- И вы с детства
считали себя звездой?
- Нет, что вы! Я никогда
звездой себя не
считала, но со стороны
разные люди говорили,
что я была особенной, с
изюминкой. И мне
кажется, что искусства
без женщины вообще не
может быть. Она
вдохновляет...
- Как сложилась ваша
личная жизнь? Скольких
мужчин вы вдохновили
разделить с вами узы
Гименея?
- У меня второй муж, с
которым я счастлива
вот уже двадцать лет.
Есть дочь Анастасия. К
тому же я дважды...
бабушка!
- Неужели?
- У меня две внучки -
Ксюша и Мария. А муж у
меня - заведующий
кафедрой Юридического
института. Пишет
учебники, научные
труды.
- Как все это далеко от
оперетты... Как он
смотрит на вашу
профессию?
- У каждого своя жизнь,
но нас объединяет наш
дом. А еще два пуделя -
Кузя и Шурик. У нас был
когда-то пудель, он
погиб.
И тогда мы взяли еще
двух пуделей - одному
полгода, другому годик.
Они веселые такие!
Поднимают настроение.
Сама порода очень
артистичная. Недаром
пудели даже в цирке
выступают!
- За ними ведь надо
ухаживать.
- Моем. С улицы
приводим, с прогулки -
первым делом моем лапы,
расчесываем по
необходимости.
Приходит личный
парикмахер, стрижет их
раз в три-четыре
месяца.
- Как вам удается "держать
форму", что очень
важно для примадонны?
Придерживаетесь каких-то
диет?
- Я всеядная. Но когда
чувствую, что начинаю
полнеть, то просто
ограничиваю себя в еде.
Хлеб, конечно, я не ем.
Сахар ем редко.
Пирожные не покупаю.
Специальной диеты не
придерживаюсь, но
приучена с детства:
если мне мороженое
нельзя, то как-то я его
и разлюбила. Вроде
нельзя, ну и не надо.
Спокойно отношусь к
ограничениям в пище.
Пишу люблю простую.
Картошечку с
селедочкой могу
съесть с
удовольствием. Салат
люблю из крабовых
палочек с рисом.
- Выглядите вы
замечательно...
- А я возраста не
чувствую. Бывает, и
нога заболит. И туфли
на высоком каблуке
тяжело на сцене носить.
Видите, вне сцены я
предпочитаю носить
спортивную обувь. Но
когда я выхожу на
сцену, я обо всем
забываю. Мои подруги, с
которыми я пела еще в
хоре Дунаевского, все
время восхищаются,
говорят: "Свет, как
хорошо, что ты у нас
есть. Мы смотрим на
тебя и удивляемся -
какая ты у нас молодая.
А мы все уже такие
бабки... Вот ни за что
не подумаешь, что ты
наша ровесница".
- Вероятно, секрет
молодости сокрыт в
вашей профессии. Не
иначе - от поклонников
отбоя нет?
- Как сказать... Приятно,
когда поклонники
умеют себя корректно
вести. А также
образованы
всесторонне - приятно
общаться. У меня ведь
есть поклонник -
настоятель
Владимирского
монастыря. Батюшка.
- Монах?
- Раз ведет светскую
жизнь, ходит в театр,
значит, не монах.
Иногда пишет мне или
звонит по телефону.
Поздравляет с
праздниками. Или пишет
записочки, присылает с
цветами. Высказывает
какие-то замечания по
спектаклям, пожелания.
Просвещенный человек,
он просто поражает,
вызывает уважение.
- Вам завидуют коллеги?
- Не знаю. Ведь зависть
- нехорошее чувство. За
свою жизнь я сыграла
около пятидесяти
ролей. Больших. Мне
повезло. Маленькие
роли меня миновали.
Практически во всех
спектаклях, которые
шли и идут в нашем
театре, я играла. А у
меня зависти нету. Я
могу завидовать
только какой-то роли,
которую хотелось бы
сыграть.
- Находите время для
репетиций в театре или
приходится
репетировать и дома?
- Дома не люблю
репетировать. Но ведь
роль не отпускает,
идет подспудно. Иногда
перед спектаклем
танец вспомнишь,
реплику. Делаешь что-то
по дому - посуду моешь
или там готовишь - и
все время реплики
крутятся в мыслях...
- Трудно заучивать
роль?
- Это трудно объяснить.
Это чисто
профессиональное.
Лично я быстро
запоминаю. Ведь без
памяти артист не имеет
права работать. Память
- одно из
профессиональных
показателей
профпригодности
артиста. К тому же
должны быть
врожденные
способности.
- Пишутся ли для
оперетты новые
произведения или вы по-прежнему
играете классику?
- Много новых
произведений было до
перестройки. Писали
советские,
идеологические
оперетты. Тогда это
было очень модно.
Много хороших
композиторов писали
для нас. А сейчас эти
произведения не
ставят, потому что
тема неактуальна. А
музыка прекрасная.
Писали Стрельников,
Милютин, Дунаевский...
Жаль, либретто
устарело. А ведь
сейчас просто так не
пишут - нужны деньги,
чтобы платить авторам.
Что сейчас все
стараются ставить?
Островского, Шекспира...
Ведь новое - это хорошо
забытое старое. К тому
же все классические
произведения
проверены временем.
Классика старой быть
не может. Нет же такого
термина "современная
классика".
Классическим
произведение можно
назвать лишь через
промежуток времени.
Или произведение
остается в нашей
памяти, или оно уходит,
как песни нашей
эстрады. А последняя
новая постановка в
театре - классическое
произведение Кальмана
"Марица".
Оффенбахи рождаются
не каждый год, правда?
И для кого сейчас
пишут новые
произведения?
Например, для Галины
Вишневской кто что
написал? Она играла и
пела классику. А
постановку для нее
сделали по пьесам
Островского. Сейчас
нет ничего нового. И в
драматургии я о новом
ничего не знаю...
- Вы когда-нибудь
отдыхаете, дача у вас
есть?
- Да, дача есть. В
Павловском Посаде.
Досталась от папы с
мамой. Но, честно
говоря, я ей особо
внимания не уделяю.
Некогда. Овощи не
сажаю. В этом году
посадила цветочки
бархоточки и еще какие-то
разные. С гастролей
привезла розы, из
Сибири. Они
морозоустойчивые.
Накрывать не буду -
выживут, так выживут.
- И как часто вы ездите
на гастроли?
- Мы живем посредством
гастролей. И с
радостью каждый раз
убеждаюсь, что
оперетту любят.
Встречают очень
хорошо - полные залы.
Оперетта не забыта.
Валерий ЖБАНОВ
|