Георгий
ВАЙНЕР:
Я не судья, а фотограф, который старается
сделать трехмерную фотографию
Это уже стало традицией: по приезде из Нью-Йорка
в Москву первый визит Георгий Вайнер
наносит в редакцию «Мужской газеты». Нет, вовсе
не для интервью (к этому жанру Георгий вполне
равнодушен), он просто приходит, чтобы посидеть с
друзьями, потрепаться, ну и, естественно, выпить
по рюмке-другой... И то, что вы прочтете ниже, я не
отнес бы к жанру привычного интервью, когда один
из собеседников задает умные вопросы и получает
на них не менее умные ответы. А жанр материала я
определил бы так: избранное из бесед...
А тем для бесед с Георгием – великое множество.
Одна из них – вышедший в этом году и ставший
бестселлером его роман «Умножающий печаль».
Первое произведение, написанное без участия
брата – Аркадия Вайнера. Я прочел его еще в
рукописи и тогда же подивился: со школьных времен
мы привыкли делить героев на положительных и
отрицательных. В романе же олигарх Серебровский
не имеет ни плюсового, ни минусового знака. Я
поймал себя на мысли, что сочувствую ему в
ситуациях, когда он совершает мерзейшие поступки.
– Я рад, если это у меня получилось. Ты говоришь:
мерзейшие поступки... Иначе не бывает – деньги и
нравственность не могут сожительствовать. Да и
вовсе не Серебровский главный герой романа.
Деньги – вот настоящий герой моего
повествования.
Деньги, которых страна не имела во времена
социалистические. А те бумажки, которые нам
выдавались, были талонами на покупку скверной
еды, плохой одежды. По существу это были боны для
лагерного ларька. У нас привилась лживая
коммунистическая идеология безденежного
общества, бескорыстного творческого труда.
Всякий человек, интересующийся материальным
вознаграждением за труд, выглядел каким-то
хапугой, неприличным человеком. Говорить о
деньгах считалось дурным тоном.
Так что идея романа родилась из бытовых проблем
большинства моих знакомых...
– Которые не приняли новые правила жизненной
игры?
– Почему же. Они были довольны демократизацией
общества, но при этом говорили: вот бы еще деньги
были... А деньги были, только не у них, а у тех людей,
кто не исповедовал «правильную» идеологию, а еще
при социализме обеспечил себя презренным
металлом или бумажными деньгами. Среди них было
немало и партийно-комсомольских бонз. Вот из
этого материала и образовались олигархи.
Я заинтересовался фактором денег в нашей жизни.
Потому что понял – деньги такая же стихия, как
любовь, ненависть, дружба. Огромная духовно-материальная
стихия, которая оказывает громадное влияние на
существование общества. О чем роман? О деньгах. О
ком? О людях, которые играют в крутую мужскую игру
– зарабатывают деньги.
– И тратят их...
– Творцы денег меньше всего озабочены тратами.
Билл Гейтс, состояние которого оценивается в сто
с большим гаком миллиардов долларов, меняет
твидовый пиджак раз в три года. Хотя, как ты
догадываешься, мог бы прибрахляться почаще. У
него нет ни охраны, ни даже шофера – сам водит
достаточно скромную машину. Это наши нувориши,
самоутверждаясь, просаживают десятки тысяч в
казино, покупают лимузины, заводят гаремы...
– Среди твоих знакомых есть олигархи?
– Есть – и русские и американские, в том числе и
Джордж Сорос.
– И ко всем им отношение у россиян резко
отрицательное. А у тебя Серебровский вызывает
симпатию.
– Я им не судья. И никому не судья, а фотограф,
который старается сделать трехмерную фотографию.
Среди олигархов немало очень интересных людей.
Все они без исключения творческие личности. Как
композиторы. Только создают олигархи не оперы и
фуги, а деньги. Это же сказки, что деньги сами идут
к деньгам. Для приумножения богатства помимо
таланта требуется еще и каждодневный
напряженный труд.
– От напряженного труда и священной любви к
деньгам Серебровский стал импотентом... Дорого
заплатил он за свою страсть.
– Что поделаешь, производство денег – вредное
производство, требующее полной отдачи и
физических и душевных сил. И тут бутылка молока в
обед не выручает.
– Георгий, ты привез добрую половину нового
романа «Райский сад дьявола». Это обещанное
читателям продолжение «Умножающего печаль»?
– Скорее это жизненная предыстория первого
романа. Оба сочинения исследуют загадочную,
могущественную и страшную комбинацию сил: деньги
– криминал – власть – секс. «Райский сад
дьявола» – это летопись проникновения
российской мафиозной преступности в Европу и США,
история ее сращивания с тамошним организованным
криминалитетом, свидетельство крепнущего
сотрудничества российских и американских
правоохранительных служб. И конечно, это роман о
любви, вечно разводящей и всегда соединяющей
людей...
– Скажи, пожалуйста, одному пишется легче или
труднее?
– Отвечу так: мы хотели написать роман и
вчетвером – братья Стругацкие и братья Вайнеры.
Проект, как теперь принято выражаться, не
состоялся по причине очень даже печальной –
безвременно ушел из жизни Аркадий Стругацкий.
Трудно было бы работать вчетвером? Конечно. Но
интересно. А называться роман должен был...
«Мертвые души».
– Слышал, что по рукам ходила кассета «Высоцкий в
гостях у братьев Вайнеров».
– О Высоцком можно говорить бесконечно. Он был на
пятнадцать дней старше меня, а сгорел вот уже
двадцать лет назад. Он жил продолжением фильма
«Место встречи изменить нельзя», хотел его снять
как режиссер. Человек страсти необыкновенной, он
не давал нам с Аркадием покоя: пишите и пишите
продолжение «Места...».
Что касается кассеты. Однажды ко мне в гости
пришел Высоцкий с Мариной Влади и ее сыном
Вольдемаром. Мальчику было скучно слушать наши
байки, и он включил магнитофон, чего мы,
разумеется, не знали. А рассказчиками, кроме нас с
Аркадием и Володи с Мариной, были Гарри Каспаров,
Ченгиз Айтматов... Это был триумф болтунов и
златоустов. Невероятность происходящего
заключается в том, что присутствующему на этом
фестивале невероятных рассказов Мише Жванецкому
не дали слова. Это уже информация для Книги
рекордов Гиннесса: на конкурсе чтецов
профессиональному автору-исполнителю Михаилу
Жванецкому не дали прочесть рассказ. А эта
кассета пошла по руками.
– О чем был рассказ Высоцкого?
– О том, как главный режиссер Малого театра Борис
Равенских, у которого Володя что-то делал в
театре, узнал, что Высоцкого призывают на военные
сборы. Режиссер за голову схватился: да ведь вся
часть, куда тебя призовут, дезертирует...
Пересказывать Володю не берусь, невозможное это
дело.
– Ты тоже не последний рассказчик.
– Мастером художественного слова я был всего
один раз в жизни. Случилось это лет пятнадцать
назад. Тогда МГК КПСС и Союз писателей СССР
заключили договор о творческо-производственном
сотрудничестве. По условиям этого договора
писатели должны были ездить по заводам и
фабрикам и приобщать трудящихся к культуре. Так
мы с Аркадием попали на машиностроительный завод
«Стрела» – гигантское военное предприятие,
между цехами которого курсировал автобус.
В обеденный перерыв нас привели в огромный
красный уголок, где перекусывали рабочие. Когда
мы вышли на сцену, зал разразился бурными
аплодисментами. Аркадий, явно переоценив нашу
популярность, приветливо улыбался, а я быстро
сообразил, что шквал оваций предназначен не для
нас. Не по Сеньке, как говорится, шапка. По
возгласам из зала я понял, что нас приняли за
артистов Тонкова и Владимирова, точнее, за их
персонажей – комических старух Авдотью
Никитичну и Веронику Маврикиевну.
Когда зал немного утих, я сказал: «Дорогие друзья,
произошло недоразумение – мы не Маврикиевна и
Никитична...»
Вздох разочарования пронесся по красному уголку.
Но я успокоил рабочих: «Мы с братом Аркадием, как
и Тонков с Владимировым, работаем вместе, но не на
эстраде, а за столом – пишем книжки – смешные и
страшные. О сюжете одной из них я вам сейчас и
поведаю...»
И рассказал историю, как популярный композитор
убил проститутку, разрубил ее тело на
восемнадцать частей и спрятал их в разных
районах города. Это дело тогда расследовалось
прокуратурой. Не жалея красок, я рисовал картину
страшного преступления, а по тем временам и
редкого. А еще поведал о том, какого труда стоило
сыщикам МУРа раскрытие этого преступления. И,
представьте себе, добился своего: провожали нас
аплодисментами...
– Но ни в одной твоей книге о композиторе-убийце
не написано. Почему?
– Описание даже самых кровавых преступлений
может вызывать максимум получасовой интерес.
Меня больше привлекают мотивы преступлений,
характеры героев. Хотя я уверен, что каждое
настоящее литературное произведение – это
обязательно детектив. При непременном условии,
что он дотягивает до уровня литературы. Без тайны,
без открытия ее книга становится пресной,
неинтересной читателю.
– В последнее время – и устно и письменно – ты
уделяешь большое внимание деньгам...
– Точнее, мотивам и способам их добывания.
– Поправку принял. Но у тебя есть только один
способ добывания денег – перо и бумага. Владея
такими инструментами, олигархом не станешь. А что
бы ты сделал, став по-настоящему богатым
человеком, который может себе позволить все?
– Видишь ли, у меня есть все атрибуты
обеспеченного человека даже по американским
меркам: достаточно просторный дом на берегу
океана, хороший автомобиль, есть возможность не
ограничивать себя в путешествиях...
Если бы я стал очень уж богатым, то, скорее всего,
построил бы огромный дом, где было бы десять или
пятнадцать небольших, но комфортабельных спален.
Куда в любое время могли бы приезжать мои друзья,
жить сколько им заблагорассудится. Это был бы
небольшой дом творчества, только без
организационного идиотизма. По вечерам за рюмкой
водки мы бы сидели у камина и не было бы конца
замечательным рассказам, экспромтам, шуткам...
– Это называется ностальгией?
– Возможно. В Москве я очень гордился своим
обеденным столом – это был самый длинный стол,
который мне доводилось видеть в частном доме.
Сколько гостей за ним пересидело, сколько выпито
было нами – это не поддается никакому подсчету.
Со многими мне уже никогда не сидеть за одним
столом. Ушли из жизни близкие друзья: Аркадий
Стругаций, Володя Высоцкий, Валера Фрид...
– А как ты будешь отмечать Новый год в Нью-Йорке?
– Это семейный праздник, надеюсь, что к нам
приедут дети, буду рад друзьям.
– Что бы ты пожелал нашим читателям в канун
Нового года, нового века, нового тысячелетия?
– А это уже позволь сделать в письменном виде – я
все-таки писатель.
Владимир НАЗАРОВ |